Подводя итоги проведенному исследованию необходимо отметить следующее.
Под формой контроля предлагалось понимать и внешнее выражение конкретных действий, совершаемых субъектами контроля.
По нашему мнению, следует признать правильным понимание формы финансового контроля как способа конкретного выражения и организации контрольных действий. Специалистами, придерживающимися аналогичной точки зрения, выделяются такие основные формы финансового контроля, как ревизия, проверка и надзор.
Анализ норм, регламентирующих процедуры налогового контроля, позволяет заключить, что основной формой его осуществления является именно проверка, так как ревизия и надзор в законодательстве о налогах и сборах даже не упоминаются. Это отмечают и другие специалисты, указывая, что основной, наиболее эффективной формой налогового контроля является документальная проверка налогоплательщиков.
Некоторыми авторами предлагается понимать под формами финансового контроля отдельные стороны проявления содержания контроля - в зависимости от времени совершения контрольных действий, выделяя при этом предварительную и последующую его формы.
Основной формой (способом) налогового контроля являются налоговые проверки, которые позволяют наиболее полно выявить своевременность, полноту и правильность исчисления фискальнообязанным лицом своих обязанностей. Остальные формы налогового контроля могут использоваться в качестве вспомогательных методов выявления налоговых правонарушений или применяться для сбора доказательств по выводам, которые содержатся в акте проверки. В частности, такими вспомогательными формами могут выступать: истребование документов, получение пояснений налогоплательщика, получение показаний свидетелей, осмотр помещений (территорий) и предметов, привлечение специалиста, сопоставление данных о расходах физических лиц и их доходах, экспертиза, учет налогоплательщиков.
При этом непосредственными целями мероприятий налогового контроля являются:
- выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений;
- предупреждение их совершения в будущем;
- обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности.
Для достижения указанных целей налоговыми и иными контролирующими органами используются следующие основные формы (способы) налогового контроля:
- налоговые проверки;
- получение объяснений фискальнообязанных лиц;
- проверки данных учета и отчетности;
- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
- контроль за расходами физических лиц и др.
В процессе осуществления указанных форм налогового контроля, в частности, производится.
- проверка исполнения налогоплательщиками требований законодательства о постановке на налоговый учет и иных связанных с учетом обязанностей;
- проверка исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов и сборов;
- проверка соблюдения налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного налоговым законодательством;
- проверка соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;
- проверка правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;
- предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
- выявление нарушителей налогового законодательства и привлечение их к ответственности.
При этом под методами налогового контроля следует понимать приемы, способы или средства, применяемые сотрудниками контролирующих органов при его осуществлении.
Следует отметить, что в экономической и специальной литературе выделяют документальный и фактический налоговый контроль. Первый вид контроля в первую очередь реализуется посредством и в процессе камеральных (т. е. проводимых по представленным субъектом контроля бухгалтерским и иным юридически и фискальнозначимым документам без выезда на место) проверок.
Фактический налоговый контроль связан с проведением выездных налоговых проверок.
В зависимости от того, является ли налоговый контроль документальным (камеральным) или фактическим (выездным), методы его могут существенно различаться.
Контрольно-ревизионными органами методы документальной и фактической проверки используются при проведении ревизий на различных объектах или участках деятельности проверяемой организации.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 12.07.2006 № 2-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. - № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - № 29. – Ст. 3119.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (в ред. от 27.07.2006 № 138 - ФЗ): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51 – ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3437.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14 –ФЗ (в ред. от 27.07.2006 № 138 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3437.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ): федеральный закон от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (в ред. от 27.07.2006 № 139 – ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3438.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 16.10.2006 № 160 – ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3823; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 43. - Ст. 4412.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (в ред. от 16.10.2006 № 160 – ФЗ): федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. - № 32. - Ст. 3340; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 43. - Ст. 4412.
7. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» (в ред. от 02.12.2005 № 150 – ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 33. - Ст. 3349; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 49. - Ст. 5128.
8. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. от 09.05.2005 № 48 – ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 14. - Ст. 1401; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 19. - Ст. 1755.
9. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. 30.06.2003 № 86 – ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 48. - Ст. 5369; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. - № 27 (часть I). - Ст. 2700.
10. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - № 31. - Ст. 3803.
11. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции» (в ред.от 27.07.2006 № 153 – ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 16. - Ст. 503; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3452.
12. Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2006 № 137 – ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. -1991. - № 15. - Ст. 492; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3436.
13. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2003. - № 5.
14. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 25. - Ст. 2561.
15. Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 1024-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 33. - Ст. 3506.
16. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2001. - № 7.
17. Приказ МНС РФ от 8 октября 1999 г. №АП-3-16/318 «Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок» (в ред. от 07.02.2000 № N АП-3-16/34) // Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1999. - № 48; Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. - 2000. - № 5.
18. Приказ МНС РФ от 7 февраля 2000 г. № АП-3-16/34 «Об утверждении Дополнения N 1 к Порядку назначения выездных налоговых проверок, утвержденному приказом Министра Российской Федерации по налогам и сборам от 8октября 1999 N АП-3-16/318» // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. - 2000. - № 5.
19. Приказ Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации» // ОвД. Межведомственный информационный бюллетень». -2003. - №
20. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 11 февраля 2003 г. № 9 «О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах».
21. Приказ МВД РФ и МНС РФ от 22 января 2004 г. № 76/АС-3-06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2004. - № 11.
22. Письмо МНС РФ от 29 апреля 2004 г. № 06-4-03/640 «О порядке представления управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональными инспекциями МНС России по крупнейшим налогоплательщиками запросов на продление сроков проведения выездных налоговых проверок» // Текст письма официально опубликован не был
|