Законы Маат сопровождали мастеров и в жизни, но прежде всего — в их работе. И ярче всего эти законы проявились в каноничности египетского искусства. Канон несет в себе частицу Маат — Истины и Красоты, запечатленную в камне и красках.
Египетские мастера использовали такую систему пропорционального деления фигуры на части, которая позволяла по части определить целое и по одной части определить размер другой. Предписаны были также все подробности изображения фигуры, ширина носа, размеры глаз, рта, ширина груди, толщина руки в различных местах — для всех частей тела была определена точная величина. Зная эти правила, художник мог нарисовать человеческую фигуру начиная с любого места. Кроме того, эти методы давали возможность художнику при изображении фигуры очень больших размеров судить по размерам целого о размерах отдельной части и наоборот. Известно, что египетские ваятели выполняли скульптуры огромных размеров по частям.
Главной задачей канона было не просто научить мастеров создавать изображения богов, а помочь им творить «тела», в которые могли вселиться боги посредством таинственных ритуалов «оживления». Ба (душа) божества при этом должна «соединиться» со своим образом, чтобы иметь возможность пребывать какое-то время на земле. Ибо Египет будет существовать до тех пор, пока боги смогут приходить на его землю.
Изображения в гробницах, созданные по канону, были призваны помочь душе человека в его путешествии после смерти, содержали подсказки, помогали преодолеть опасности. Исследователи предполагают, что скульптура, рельефы и фрески изображали не портрет человека, а его Ка — невидимую часть человека, его двойника. Египтяне верили, что изображение имело силу, способную влиять на происходящее во Вселенной, в том числе в мире невидимом.
Культурология в вопросах и ответах. Под редакцией Г.Драча. Ростов-на-Дону, 1999
Культурология. ХХ век. Словарь. СПб, 1997
Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. М.,1994
Розин В.М. Культурология.М.,2001
|