Предметом исследования в данной работе стала одна из актуальных тем в педагогике: «Идеальный учитель с точки зрения учеников». В курсовой были приведены мнения профессиональных педагогов, а также учеников, Точка зрения учащихся дана в работе в двух видах: предоставлено социологическое исследование, приведены выдержки из интервью некоторых чебоксарских и новочебоксарских школьников.
В результате проведенного анализа можно сделать следующий вывод о типе идеального учителя: ученики считают, что такой преподаватель должен быть – мужчиной или женщиной 25-30 лет, с доброжелательным, открытым и веселым нравом. В одежде предпочитает строгий классический костюм, подчеркивающий отличную физическую форму. Он глубоко знает свой предмет, умеет увлечь весь класс, имеет индивидуальный подход к каждому ученику. Кроме того, он добрый, умный и порядочный человек, предпочитающий оставаться вне политики. Он любит читать русскую и зарубежную классику, недурно поет, играет на гитаре или фортепьяно.
Как видим, в целом, взгляд на то, каким должен быть идеальный преподаватель учеников совпадает с мнением профессионалов. Однако тип идеального учителя при современной образовательной системе далек от реализации. Данный тип рассматривается как потенциал преподавательской деятельности.
Результаты исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации учителей при разработке модульных курсов, а также - руководителями органов управления образованием и руководителями образовательных учреждений повышенного статуса при отборе и приеме на работу учительских кадров. Часть выводов ориентирована также на дальнейшее проведение эмпирических исследований, посвященных разным видам образования и их соответствию современным условиям.
Список литературы
1.Ангеловски К. Учителя и инновации.- М.,1999.-с.246
2.Асташова НА Учитель: проблема выбора и формирование ценностей.- Москва - Воронеж: Московский социально-психологический институт, 2000.
3.Баныкина СВ. Конфликтологическая компетентность педагога./ СВ. 4.Баныкина.- Астрахань, 1997.-122 с.
5.Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования.// Педагогика.-2002.-№7- с.3-11.
6.Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование.- М.: «Народное образование», 1999- 208 с.
7.Егорова Т.Е. Аутопсихологическая компетентность личности.- Н.Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 1997.- 35 с.
8.Железнякова СИ. Социокультурные ориентации учителей.// СОЦИС-2001.- №4.- с.102.
9.Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования.- М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999.- 281 с. 10.Захарова Л.Н., Соколов В.М., Соколова В.В. Профессиональная компетентность учителя: психолого-педагогическое проектирование// Учебн. Пособие - ННогород.: Нижегород. Гуман. Центр, 1995.- 136с.
11.Корнаухова Ю.А. Социологические аспекты институциональной трансформации. Дисс. канд. соц. наук.- Н.Новгород, 2002.-137 с.
12.Кудрявцева Г. А., Мустаева Ф.А. Формирование коммуникативной компетентности социального педагога.- Магнитогорск: Магнитогорский гос. пед. ин-т., 1998.- 51с.
13.Кузьмин M.E. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России.//Педагогика.-1999.-№6,- с.3-12,
14.Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии жизнедеятельности педагога. - М.: «Сентябрь», 1999.-190 с. 15. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы.// Педагогика.-1999.- №4.-с.З 16.Рубина Л.Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей.// СОЦИС-1996.- №6-с.76.
17.Терентьев А.А. Социализация молодежи и школа.- ННовгород, 2000. 18. Сластенин В. А. Инновационная педагогика.- М.: Народное образование, 2000.-367 с. 19.Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность.- Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1996.- 157 с.
|