Заключение
В заключении подчеркнем, что учитель – ваятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное – детей, свою надежду, свое будущее. Это благороднейшая и труднейшая профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, самосовершенствования, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу.
Выполнить эту миссию способен только учитель с профессионально значимыми личностными качествами, обладающий яркой индивидуальностью, готовый к непрерывному самообразованию и самовоспитанию.
Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. В.А. Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми. Подчеркнем также важность для учителя желания самосовершенствования, саморазвития, ибо, как точно отметил еще К.Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
В целом решение проблемы, потребности общества в таком учителе связано с совершенствованием вузовской подготовки студента. Основной путь – это изучение и реализация студентом основных педагогических позиций на практике, которые предполагают взаимоотношение учителя и учащихся как безоценочное позитивное принятие другого человека без изначального желания что-либо изменить в нем, активное эмпатическое слушание (сопереживание, проникновение в мир чувств другого человека) и конгруэнтное (адекватное, подлинное и искреннее) самовыражение.
Становление такой личности невозможно без самообразовательной работы и самовоспитательной работы самого будущего учителя. Осуществление этого процесса во многом зависит от системы мер, способствующих физическому и духовному развитию учителя. Чем серьезнее и перспективнее цели, которые ставит перед собой педагог, тем активнее он входит в сферу совершенствования своих личностных качеств.
Глубокое постижение основ профессиональных и личностных качеств, осмысление их становятся возможными тогда, когда учитель достигает истинного познания и понимания самого себя. Высшее проявление такой личности в стремлении к самосовершенствованию и в повседневной реализации этого стремления
Литература
1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987
2. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 1995
3. Каптерев П.Ф. дидактические очерки. Теории образования //Избранные педагогические соч. - М., 1982
4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М., 1990
5. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993
6. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994
7. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990
8. Платонов К.К. Личностный подход как принцип психологии// под ред. Е.В. Шороховой. – М., 1969
9. Рогов Е.И. настольная книга практического психолога. – М., 2000.
10. Собкин В.С., Писарский П.С., Коломиец Ю.О. Учительство как социально-профессиональная группою – М., 1996
|