Заключение
В ходе исследования проблемы воспитания культуры учебного труда, мы основное внимание сосредоточили на двух вопросах:
1. педагогические основы воспитания культуры умственного труда;
2. исследование зависимости успеваемости школьников от степени сформированности мыслительных процессов, составляющих основу интеллектуального компонента культуры умственного труда.
При характеристике педагогических основ воспитания культуры учебного труда мы установили, что культура учебного труда, включающая в себя личностные, интеллектуальные, организационно-технические и гигиенические компоненты, предполагает воспитание каждого учащегося в индивидуальном режиме. Личностный компонент, являясь приоритетным, оказывает воздействие на все остальные компоненты культуры умственного труда. Тем не менее, остальные компоненты этого понятия также важны для рационального осуществления умственной работы.
Центральное место в понятии «культура учебного труда» занимают интеллектуальные умения и навыки, основанные на овладении учащимися основными операциями мышления, - это умение выделять учебную задачу, осуществлять активную мыслительную обработку текста, приводящую к запоминанию этого текста и д.р.
Основным плацдармом воспитания культуры учебного труда является процесс обучения. Однако в культуру учебного труда входит множество вопросов, изучение которых невозможно включить в содержание учебного процесса. Задача учителя – свести в единый комплекс формируемые знания об учебно-познавательной деятельности.
В ходе исследования зависимости успеваемости школьников от степени сформированности у них мыслительных процессов, т.е. интеллектуальных умений, мы пришли к заключению, что уровень успеваемости в огромной степени определяется уровнем овладения мыслительными операциями, т.е., в конечном итоге, умением учиться.
Таким образом, интеллектуальный компонент, занимая центральное место в понятии «культура учебного труда», действительно является «фундаментом» процесса обучения.
Наиболее полно воплотившееся в опыте учителей-новаторов педагогика сотрудничества, нацеливает на искоренение существовавшего в школе в течение многих веков, принуждения к учению. Нужно научиться помогать школьникам формировать у себя могучие внутренние стимулы - жажду и радость познания. В связи с этим воспитание культуры умственного труда приобретает особенно большое значение. Ведь если у школьников не формированы навыки учебного труда, если поэтому учебный труд является для них непосильно тяжелым и в значительной степени безрезультатным, внутренние стимулы к учению выработать невозможно.
Ключ к оптимизации учебно-воспитательного процесса – формирование учебно-познавательных умений не только на эмпирическом уровне, но и на теоретическом.
Небольшой и далеко ещё не оптимальный опыт воспитания культуры умственного труда школьников показывает, что разъяснение учителем и осознанное освоение учениками мыслительных операций обеспечивает более полное, глубокое и прочное запоминание изучаемых основ наук, облегчает учебный труд, повышает его производительность, усиливает интерес к учёбе, помогает преодолевать негативное к ней отношение, готовит к продолжению образования и самообразования после школы.
Для повышения эффективности учебного процесса требуется полномасштабно разработать и внедрить комплексную систему воспитания культуры умственного труда, охватывающую и учебную, и воспитательную работу, как в стенах школы, так и в учебном труде дома.
В развитии учебно-познавательных способностей учащиеся должны активно участвовать не только учителя и родители, но и сами школьники.
Повышение эффективности всей многогранной работы по обучению учащихся умению учиться – одна из самых главных предпосылок повышения качества образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азаров Ю.П. Радость учить учиться. –М: Политиздат, 1988, - с.335
2. Активизация познавательной деятельности младших школьников. Книга для учителя. –Минск: Нар. 1987, с.109
3. Активизация обучения и воспитания в начальных классах /Под ред. А.И. Сорокиной. – М.: Издательство АПНРСФСР, 1963. – 191 с.
4. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. –М: Ось-98, 1988, с.221
5. Бабаинский Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения // Выбор методов обучения в средней школе/ Под ред. Ю.К. Бабаинского. –М 1987, с.118-131
6. Бабаинский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. –М.: Знание, 1987, с.91
7. Бардин К.В. Как научить детей учиться. –М.: Просвещение, 1987, - 112с.
8. Боденко Б.И. Выявление некоторых причин трудностей в учении// Научно-практические проблемы школьной психологической службы. –М., 1987, -с.104-126.
9. Богданова О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1975 – 208 с.
10. Богданова О.С. Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1986 – 192 стр.
11. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
12. Буйлис А. На путях научной организации труда// Народное образование, 1983, №1, -с.14-18.
13. Воспитательный процесс сущность, содержание, технологии. Учебн. Пособие Кириллова, А.Б. Алексеев – Чебоксары. Б. И., 1994. – 275 с.
14. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий и понятий. –М.: Прогресс, 1965, -206с.
15. Границкая А.С Научить думать и действовать. –М.: Просвещение, 1991, -172с.
16. Гролщева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. –М.: Педагогика, 1983, -130с.
17. Гузин Н.В. Учись учиться. –М.: Просвещение, 1981, -108с.
18. Гуревич К.М., Горбачёва Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. –М.: Знание, 1992, -79с.
19. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М., - 1972. – с. 213
20. Ермолаева Б.А. Учись учиться. –М.: Молодая гвардия, 1988, -93с.
21. Зах А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. –М.: Просвещение, 1984, -318с.
22. Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории(4-8 классы). –М.: Знание, 1987, -144с.
23. Зинченко С.Н. Почему детям бывает трудно учиться. –Киев. Рад. Школа, 1990, -54с.
24. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. –М.: Просвещение, 1987, 116с.
25. Игры-обучение, тренинг, досуг / Под. Ред. В.В. Петрусинского. –М.: Новая школа, 1994.
26. Исаева Е.В., Воробьева О.В. природа и искусство в воспитании младшего школьника // Начальная школа, 1995, №11 – С. 5-6
27. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М.– Педагогика, 1981, -96с.
28. Калмынова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. _.: Знание, 1981, -184с.
29. Крупская Н.К. За подлинно политехническую школу// Педагогические сочинения: В 10т. –М., 1959, т.4 – с.457.
30. Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. – М.: Просвещение, 1988. – 222 с.
31. Кулько В.А., Цэхлистрова Г.Д. Формирование у учащихся умений учиться. – М.: Педагогика, 1983, -80с.
32. Лернер И.Я. Развитие мышления у учащихся в процессе обучения истории. –М.: Знание, 1982, -108с.
33. Локалова Н.П. Как помочь слабо успевающему школьнику. –М.: Педагогика, 1995, -94с.
34. Люблинская, А.А. О воспитательных возможностях учебной деятельнсоти младших школьников.//Вопросы психологии, 1978, №6, С. 129-134.
35. Мейкман И. Важнейшие свойства умственной деятельности. Рига, 1970, -99с.
36. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. –М.: Педагогика, 1989, -218с.
37. Медюхов В. Умение детей учиться вырабатывается: (по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) // Народная школа, 2001, №4, С. 78-79.
38. Обучение и развитие младших школьников. –Волгоград: ВГПИ, 1990, -111с.
39. Овчинников Г.С, формирование приёмов мышления в обучении младших школьников. –Челябинск: ЧГПИ, 1987, -82с.
40. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. –М.: Знание, 1979, -144с.
41. Пономарёв Я.И. Знание, мышление и умственное развитие. –М.: 1967, -118с.
42. Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. –М.: Педагогика, 1989, -157с.
43. Примерное содержание воспитания школьников / Под ред. И.С. Марьенко. –М., 1984, с.21-22.
44. Пупский В.О. Азбука учебного труда. –М.: Просвещение, 1988, -144с.
45. Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников/ Авт. сост. Н.А. Лошкарёва: Главное управление школ Министерства просвещения СССР. –М., 1984, -21с.
46. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. // Нач. школа, 1999, №7, С. 19-24
47. Ростапова Т.А. Общая психология. Динамика умственных способностей детей. –М.: Флинта, 1998, -84с.
48. Рудиянский Я. Как учиться. –М.: Просвещение, 1992, -188с.
49. Русанов Б.А. НОТ школьника. –М.: Просвещение, 1979, -128с.
50. Рыбкин А.Т. Воспитание культуры труда у младших школьников // Нач. школа, 1986, №10, С. 72-74
51. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформ школы. –Волгоград: ВГПИ, 1988, -61с.
52. Спирин Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач: Учебное пособие /Под ред. П.В. Кананыхина. - Кострома: КГПИ, 1994. – 108 с.
53. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива // Избр. Произведения: В5т. –Киев, 1979-1980, -т.1, с.76-94.
54. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. // Избр. Произведения: В5т. –Киев, 1979-1980, -т.2, с.349-357.
55. Сухомлинский В.А Сто советов молодому учителю//Избр. Произведения: В5т. –Киев, 1979-1980, -т.2.
56. Сухомлинский В.А Воспитание коммунистического отношения к труду. –М.: Учпедизд., 1959, 233с.
57. Талызина Н.Ы Управление процессом усвоения знания. –М.- Знание, 1975, -204с.
58. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. –175 с.
59. Ткачева Т. Воспитание ответственного отношения к учению в младших классах // Нач. школа, 1980, №12, С. 30-32
60. Теоретические основы содержания общего среднего образования. /Под ред. В.В. Краевского, И.Я Лернера. –М.: Просвещение, 1983, -164с.
61. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. –Ярославль, 1996, -240с.
62. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. –М.: Знание, 1987, -76с.
63. Учить умению учиться / Под ред. В.О. Пупского. –Киев, 1987, -192с.
64. Хамблин Д. Формирование учебных навыков. –М.: Педагогика, 1986, -160с.
65. Черевко И.М. Психолого-педагогические основы активизации учебной деятельности учащейся молодёжи. –Брянск, 1993
66. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. –М.: Просвещение, 1982, -126с.
67. Шевченко С.Д, Школьный урок: как научить каждого. –М.: Просвешение, 1991, -174с.
68. Чекмарева Т.К. Особенности формирования учебных умений мл. школьников в условии малокомплектной школы. // Народное образование, 1979, №11, С. 45-47
69. Яцкая М.Я. Привитие культуры поведенческой культуры в период адаптации первоклассников к новой социальной роли ученика // Нач. школа, 2001, №8, С. 12-16
|