Заключение
В процессе проведенного исследования влияния коммуникативных способностей детей на уровень эмоциональной тревожности можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что чем выше уровень тревожности, тем низкие коэффициенты по уровню коммуникативных способностей детей, а также это сказывается и на положение ученика в статусе межличностных отношений и тем самым имеет неблагоприятный статус в группе, особенно это характерно для детей с высоким уровнем тревожности.
Тревожные дети могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее не могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является и то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. В то же время, в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.
Литература
1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. – М.: Медицина, 1993
2. Алферов А.Д. психология развития школьников: Учебное развитие по психологии. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 384 с.
3. Алберти Р.Е., Эммонс М.Д. Умей постоять за себя! Ключ к самоутверждающему поведению. – М., 1992
4. Андреева А.Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте// Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. – М., 1988.
5. Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М., 1997. – 574 с.
6. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990
8. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984
9. Вайзман Н. «Реабилитационная педагогика» - М., 1996г.
10. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений . - М. : Изд-во МГУ, 1976г.
11. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979. -288с.
12. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л. : Медицина, 1990г. -176с.
13. Глассер У. Школы без неудачников. – М.: прогресс, 1991
14. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1987
15. Глейтман Г. и др. Основы психологии./ Под ред. Большакова В.Ю., Дружинина В.Н. – СПб.: Речь, 2001. – 1247 с.
16. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Возрастная и педагогическая психология. – М., 1979. С. 69-101
17. Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – Мн. : Университетское, 19888г. -399с
18. Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. 1982, - №3
19. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр – СПб: Союз, 1997. -224с
20. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – Л.: Медицина, 1982
21. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб.: Гипократ, 1995
22. Захаров А.И. Что снится нашим детям: Как избавиться от страхов. – СПб.: Дельта, 1997
23. Зимбардо Ф. «Застенчивость»: Пер. с англ. – М., 1991
24. Изард К. «Эмоции человека» - М., 1980 г.
25. Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. – СПб., 1999
26. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия / Сост. Б.Н. Лозовский. – М., 1993
27. Игры – обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В. Петрусинского. – М., 1994.
28. Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль. – 1996. – 237 с.
29. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000
30. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко;под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.,с.195
31. .Кочубей Б., Е.Новикова «Ярлыки для тревожности»// Семья и школа, - 1988. - № 9.
32. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М.: Знание, 1988
33. Кисловская В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении (в возрастном плане): Дис…канд. психол. наук. – М., 1972
34. Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 208 с
35. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1996
36. Кученко Т. О детской тревожности.// Воспитание школьников. – 2002. - №5. – С. 43-44
37. Левис Ш., Левис Ш. «Ребёнок и стресс» –С-П., 1996
38. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974
39. Лебедев Л.Д, Учителю о детских страхах и методах их коррекции. // Дидакт. – 2000. - №4. – С. 23-32
40. Макарова Е.Г. «Преодолеть страх или искусство - терапия» – М., «Школа-Пресс», 1996 г.
41. Матюхина М.В., Михальчик Т.С. Парина К.П. Психология младшего школьника. М., 1976
42. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
43. Морянова Н.П. Влияние учебно-познавательной мотивации на уровень тревожности у младших школьников в процессе их учебной деятельности. Автореф. Дис. Канд. психол. наук. Тверь, 1999
44. Морган У.П., Эликсон К.А. Ситуативная тревожность и результативность деятельности // Вопросы психологии. 1990, - №3
45. Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. Для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985г.
46. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1960
47. Неймарк М.С. Некоторые проблемы личности школьника. М., 1975
48. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995г. -576с.
49. Овчарова Р.В. «Практическая психология» - М., Т.Ц. «Сфера», 1996 г.
50. Основы психологии. Практикум/ Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 576 с.
51. Основы психологии. Практикум/ Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 576 с.
52. Общение и формирование личности школьника /Под ред. А.А. Бодалева, Р.Л. Кричевского. – М.: Педагогика, 1987
53. Особенности психического развития детей 6-7летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1988
54. Практическая психология: Учебно-методическое пособие/Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. - Мн. : Ред. Журн. «Адукацыя i выхаванне», 1997г. -212с.
55. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Воронеж: 2000. - 303 с.
56. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести в себе уверенность. – М., 1994. – 191 с.
57. Прихожан А.М. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., 1987
58. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. – М., 1990.
59. Прихожан А.М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10-12 лет: программа курса занятий // Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками. – М. – Тула, 1993.
60. Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. – М.: ТЦ «Сфера», 1997
61. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. М., 1993 213с.
62. Психологическая диагностика и коррекция личности школьника / Отв. Ред. И.Ф. Мягков. – Воронеж: ВГПИ, 1991
63. Психологическая поддержка детей со страхами. // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». – 2002. - №6. – С. 4
64. Психология человека от рождения до смерти (Серия «Психологическая энциклопедия). – СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
65. Психология младшего школьника./ А. Фарапонтова и др. Под ред. Е.И. Игнатьева. – М., 1960. – 336 с.
66. Развитие личности ребенка / П.Х. Массен и др. – М.: Прогресс, 1987.
67. Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Прогресс, 1987
68. Рейковский Я. Эксперименатльная психоогия эмоций. – М.: Прогресс, 1979
69. Рогов Е.И. Психология общения. – М.:ВЛАДОС, 2002. – 336 с
70. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. -М. : ВЛАДОС, 1996г. -529с.
71. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.,1970.
72. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов: Комплексная психологическая коррекция. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988
73. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. – М., 1983
74. Умеете ли вы общаться? / И.Н. Горелов и др. – М., 1991
75. Эбрлейн Г. Страхи здоровых детей. – М.: Знание, 1981
76. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб, 1996
77. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии 1989 г, -N 4.
|