Заключение
В заключении подчеркнем, что учитель – ваятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное – детей, свою надежду, свое будущее. Это благороднейшая и труднейшая профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, самосовершенствования, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу.
Выполнить эту миссию способен только учитель с гуманистическими ценностями, обладающий яркой индивидуальностью, готовый к непрерывному самообразованию и самовоспитанию.
Становление рассматриваемой позиции будущего учителя возможно в условиях личностно-ориентированного образовательного процесса в вузе. Такая профессиональная подготовка предполагает реальное признание уникальности и самоценности личностей как студента, так и преподавателя в саморазвитии, самообразовании и самореализации, сотрудничество в планировании.
В целом решение проблемы, потребности общества в учителе гуманистически ориентированным, связано с совершенствованием вузовской подготовки студента, приобретения им гуманистических ценностей. Основной путь – это изучение и реализация студентом основных гуманистических позиций на практике, которые предполагают взаимоотношение учителя и учащихся как безоценочное позитивное принятие другого человека без изначального желания что-либо изменить в нем, активное эмпатическое слушание (сопереживание, проникновение в мир чувств другого человека) и конгруэнтное (адекватное, подлинное и искреннее) самовыражение.
Становление гуманистически-ориентированной личности невозможно без самообразовательной работы и самовоспитательной работы самого будущего учителя. Осуществление этого процесса во многом зависит от системы мер, способствующих физическому и духовному развитию учителя. Чем серьезнее и перспективнее цели, которые ставит перед собой педагог, тем активнее он входит в сферу совершенствования своих личностных качеств.
Глубокое постижение основ гуманистических ценностей, осмысление их становятся возможными тогда, когда учитель достигает истинного познания и понимания самого себя. Высшее проявление гуманистической ориентации состоит в стремлении к самосовершенствованию и в повседневной реализации этого стремления
Литература
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск: Университетское, 1990. – 559 с.
2. Алексеева М.И. Педагогические условия становления личностно-ориентированной позиции будущего учителя начальных классов. – Владимир, 1998. –19 с.
3. Апраушев А.В. Стать человеком. – М.: Просвещение, 1992. – 112 с.
4. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. – М.: Педагогика, 1989. – 206 с.
5. Бестужев-Лада И. В. К школе ХХ1 века. – М.: Педагогика, 1988. – 254 с.
6. Богданова О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
7. Валеева Р.А. Педагогические условия становления личностно-ориентированной позиции будущего учителя начальных классов. – Владимир, 1998. – 14 с.
8. Вершловский С.Г. Учитель о себе и профессии. – Л.: Знание,
1988. – 31 с.
9. Воронов В., Гусева И., Ермошкина Е. Гуманна ли гуманистическая педагогика?// Воспитание школьников. – 2001. - №1. – С. 11.
10. Винокуров Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших способностей. – М.: ИМНЭТО, 1995. – 96 с.
11. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХ1 века// Классный руководитель. – 2000. - №3. – С. 3-33.
12. Головатый Н.Ф. Студент: путь к личности. – М.: Молодая гвардия, 1982. – 142 с.
13. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.
14. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. – М.: Просвещение, 1965. – 123 с.
15. Демаков И.Д. С верою в ученика. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с.
16. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 187 с.
17. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987. – 320 с.
18. Калмыкова З.И. Педагогика Гуманизма. – М.: Знание, 1990. – 80 с.
19. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. – М.: Просвещение, - 1986. – 168 с.
20. Кассиль Л.А. Увидеть будущее. – М.: Педагогика, 1985. – 191 с.
21. Наумченко И.Л. Самообразование будущего учителя. – Саранск,
1974. – 190 с.
22. Концепция воспитания школьников в современных условиях.
– М.., 1993. 54 с.
23. Новое педагогическое мышление /Под ред. Петровского А.В. /.
– М.: Педагогика, 1983. – 279 с.
24. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М.: Просвещение, 1991. – 286 с.
25. Ракеева М.Т. Воспитание гуманиста // Вестник ЧГПУ
им. И.Я.Яковлева. – 2000. - № 6(19). – С. 164.
26. Рувинский Л.И Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. – М.: Педагогика, 1983. – 63 с.
27. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радости школа,
1988. – 271 с.
28. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. – М.: Советская Россия, 1981. – 96 с.
29. Учитель на рубеже веков: психологические проблемы. Л.М. Митина// психологическая наука и образование. – 1999. - № 3-4 С. 5-19
30. Филиппов В. Гуманистическая роль образования // Воспитание школьников. – 1999. - №3. – С.5.
31. Щуркова Н. Ценностные отношения. // Воспитание школьников.
– 1999. - №3. -С.17
32. Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы личности. Теоретические проблемы психологической личности. – М., 1974. - 145 с.
|