Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [179] Курсовая [39]
Реферат [18] Разное [3]
Отчет по практике [2]




Сб, 18.05.2024, 22:45
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » Педагогика » Диплом [ Добавить материал ]

1153. Формирование мотивации учения школьников средних классов
Диплом | 14.10.2009, 13:08
Введение ……………………………………………………………
Глава I. Психолого-педагогические основы формирования мотивации учения у подростков
1.1. Сущность и содержание понятия «мотивация учения»…………………… 
1.2. Своеобразие проявления мотивации учения у подростков…………………………
1.3. Типичные затруднения учителей в формировании мотивации учения……
Глава II. Экспериментальная работа по  изучению мотивов учения школьников  средних классов 
и анализ опыта работы учителей по  формированию мотивации учения
2.1. Выявление доминирующих мотивов учения у подростков ……………………………………
2.2. Анализ  опыта работы учителей по формированию мотивации учения……
Заключение ……
Литература …
Приложения………

Заключение

 Как показывает анализ психолого-педагогической литературы и экспериментальная работа, мотивация учебной деятельности является одной из важнейших проблем  учебно-воспитательного процесса. Она понимается как целенаправленная систематическая деятельность учителей-предметников, классных руководителей, психологов школ по формированию мотивации учения и повышению интереса  к учению.

В ходе теоретического исследования на основе изучения психологической литературы обоснована сущность понятия «мотивация учения», определены цели, объект, предмет и задачи исследования.

Анализ практической деятельности показывает, что, несмотря на то, что важность мотивации учебной деятельности признается всеми учителями, значительная часть из них осуществляет эпизодически и частично. Учителя  испытывают ряд затруднений в  осуществлении мотивации – это затруднения в определении цели планирования, выборе форм и методов, в контроле, анализе и оценке.

 В работе по формированию мотивации учения отсутствует системность, целостность, целенаправленность, не осуществляется интеграция знаний. Объективной причиной этих затруднений является недостаточная психологическая подготовленность.

В исследовании были поставлены задачи, решение которых позволило определить психолого-педагогические условия, способствующие успешному формированию мотивации учения у учащихся средних классов.

На фактическом материале нами был проанализирован процесс формирования мотивации учения в 5, 8 классах гимназии № 1 и школы
№ 36 г. Чебоксар. С учетом современных требований в целях выявления уровня подготовленности учителей к формированию мотивации учения мы разработали специальную анкету (прилагается).

Учитывая данные передового опыта формирования мотивации учения, мы пришли к заключению, что процесс формирования мотивации учения будет осуществляться успешно, если урок ведет учитель-мастер, обладающий методологической  культурой, владеющий основными частями процесса: целеполаганием, проектировочными и коммуникативными умениями, осознанием и творческим решением педагогических задач, если содержание обучение будет насыщено идеями и фактами, возбуждающими интерес не только к существенному, главному в различных предметах, но и убеждающему школьников в общественной и личной значимости воспринимаемых знаний, в необходимости овладеть знаниями, умениями и навыками не только посредством запоминания и повторения, но и путем самостоятельного поиска.

Важными условиями формирования мотивации учения являются использование инновационных технологий, разнообразного учебного материала, индивидуальных, групповых и коллективных форм обучения, создание проблемной ситуации в процессе усвоения нового содержания, привлечение к коллективному поиску ответа на поставленный в процессе объяснения проблемные вопросы, создание ситуации успеха.

Успешность формирования мотивации учения зависит от систематического диагностирования, сформированности мотивации учения у школьников, от осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, чтобы приспособить формы и методы учебно-воспитательной работы к индивидуальным особенностям учащихся и таким образом в наибольшей степени обеспечить развитие личности.

Формирование мотивации учения осуществляется эффективно, если учебно-воспитательный процесс строится с учетом возрастных особенностей учащихся, если в коллективе  создается высокая нравственно-психологическая среда, обеспечивающая развитие творческих способностей школьников, если широко применяются поощрения за усилия в усвоении знаний.

Экспериментальная работа отчетливо показала влияние стиля отношения учителя с учащимися на формирование мотивации учения. В тех классах, в которых учителей характеризовала доброжелательность, заинтересованность, но и в то же время требовательное отношение  к учащимся, к их деятельности, эффективность проводимой работы была выше.

Проведенная нами экспериментальная работа позволяет  сделать вывод: на формирование мотивации учения подростков влияют следующие условия:

1.  Содержание учебного материала.

2.  Организация активной учебной деятельности.

3.  Коллективные формы учебного процесса.

4.  Оценка учебной деятельности.

5.  Стиль педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.        Абрамова Г. С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков //Вопросы психологии. – 1985. - №6. – С.5-9.

2.        Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды / Под ред.
А. А. Бодалева и др. – М.: «Педагогика», 1980. — Т.
II.-245 с.

3.        Асеева В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М.— 1976. – 430 с.

4.        Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? – М.: «Просвещение», 1991. –397 с.

5.        Богоявлинский Д. Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопросы психологии. – 1985. - № 6. – С. 45-51.

6.        Васильев И. А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действиями. – М. — 1992. –345 с.

7.        В мире подростка / Под ред. А. А. Бодалева. – М. – 1980. –567 с.

8.        Вилюкас В. К. Психологических механизмы биологической мотивации. – М. – 1986. –342 с.

9.        Вилюкас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.– 1990. –263 с.

10.   Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо. – М. – 1984. –93 с.

11.   Грабал Вл. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся. // Вопросы психологии. – 1987. - № 1. – С. 43-47.

12.   Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: «Педагогика», 1989. – 285 с.

13.   Изучение  мотивации поведения детей и подростков / Под ред.  Божович, Л. В. Благонадежинной. – М. – 1972. – 325 с.

14.   Ильин Е. И. Путь к учению: Раздумья учителя – словесника: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: «Просвещение», 1988. -
135 с.

15.   Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: «Питер», 2000.

16.   Ильницкая А. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М.: «Знание», 1985. –256 с.

17.   Кан-Калик В.А., Никандров В.Д. Подготовка будущего учителя к педагогическому творчеству //Советская педагогика.-1987.-№6. – С. 12-16.

18.   Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков / Книга для учителя. – М. — 1994. –167 с.

19.   Кле М. Психология подростка. – М. — 1991. – 236 с.

20.   Колесов Д. В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии, физиологии подростка. – М. — 1986. – 268 с.

21.   Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М. — 1988. – 196 с.

22.   Кон И. С. Открытие «Я». – М. — 1987. – 258 с.

23.   Кон И. С. Психология ранней юности. – М. — 1988. – 365 с.

24.   Кулагина И. Ю. Возрастная психология развития ребенка от рождения до 17 лет. – М. — 1997. – 145 с.

25.   Леонтьев А. Развитие мотивов учебной деятельности ребенка. – М., «Просвещение», 1959. – 386 с.

26.   Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы в психологии. - М. – 1984. – 127 с.

27.   Лукянов М. Учебная мотивация школьников: психолого-дидактический аспект//Учитель. - 2001. - №4. – С. 22-25.

28.    Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М. – 1990. –276 с.

29.   Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и воспитание у школьников. – М. — 1983. – 145 с.

30.   Маркова А. К. Психология обучения подростка. - М.: «Знание», 1975. – 117 с.

31.   Маркова А. К. Психология труда учителя. – М.: «Просвещение», 1993. – 154 с.

32.   Маркова А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности // Вопросы психологии. – 1980. - № 5. –  С.13-17.

33.   Маркова А. К. Учебно-познавательные мотивы и пути их исследования. – М.: «Просвещение», 1982. – 185 с.

34.   Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983. – 174 с.

35.   Мильман В. М. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. – 1987. -  № 5. – С.2-6.

36.   Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. – М. – 1969. – 376 с.

37.   Пидкасистый П. И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. – М.: «Знание», 1985. – 465 с.

38.   Подласый И. П. Педагогика. – М.: «Просвещение», 1996. – 384 с.

39.   Полякова Т. С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. – М.: «Педагогика», 1983. – 175 с.

40.   Селевко Т. К. Современные образовательные технологии. – М. – 1988. – 235 с.

41.   Сластенин В.А. Учитель и время// Советская педагогика. –1990. -№9. –С. 6-10.

42.   Смирнов А. А. Избранные психологические труды. – М.: «Педагогика», 1987. — Т. I.- 164 с.

43.   Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г. Г. Аракенова. – М. — 1990. -  247 с.

44.   Формирование  интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. – М.: «Педагогика», 1986. – 101 с.

45.   Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: «Педагогика», 1982. – 120 с.

46.   Формирование у школьников потребности в знаниях. / Под ред. В. С. Ильина. – Ростов-на-Дону — 1970. – 97 с.

47.   Фридман Л. Н., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – М. — 1991. – 156 с.

48.   Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М. – 1986. –243 с.

49.   Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб. – 1997.

50.   Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе? – М.: «Знание», 1985. – 257 с.

51.   Щукина Т. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: «Просвещение», 1979. – 167 с.

52.   Эльконин Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М. –1981.-346 с.

53.   Якиманская А. К. Знания и мышление школьника. - М.: «Знание», 1985. –143 с.

54.   Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации человека. – М. – 1969.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ

1.     Методика выявления доминирующих мотивов учения.

Инструкция: вам предлагаются вопросы. Искренне ответьте на них.

Фамилия, имя _____________________

Школа____________ класс__________

Оцени каждый из возможных ответов оценками от «0» до «5».

1.     Что привлекает тебя в школе:

процесс овладения знаниями –

удовлетворение интереса –

общение с товарищами –

общение с учителями –

успех в учении –

интересное преподавание –

общественная работа –

выполнение заданий учителя.

 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 1541
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba