Заключение
Таким образом, в нашей работе мы пришли к следующим выводам:
1. Систематическое ознакомление детей с элементами русской народной календарной обрядовой поэзией способствует развитию интереса к традициям, обычаям и истокам родной культуры. Приобщая детей к нашему русскому эпосу, учитель начальных классов пытается воспитывать у них любовь к Родине – России, к её бессмертному поэту – русскому народу, любовь к прекрасному, развить речь, обогащать словарный запас учащихся.
Пословица - прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения; век живи, век учись; жить - Родине служить; не красна жизнь днями, а красна делами.
Русские народные календарно-обрядовые песни, - очень нужны ребёнку, потому что они укрепляет моральные чувства, будят любознательность, развивает воображение, формируют эстетические чувств.
При работе с песней мы использовали выразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование.
Всё это помогает глубже осознать ребёнку фольклорный эпос того времени, помочь ему почувствовать его неповторимость.
2. Фольклорные праздники являются большими и радостными событиями в жизни ребят. На лицах детей можно увидеть удовлетворение и радость от встречи с прекрасным. Состоится подлинное общение детей с искусством своего народа. Всё это формирует у ребят чувство патриотизма, привязанности к родному краю, способствует воспитанию эстетической и этической культуры.
3. Устное народное творчество – загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.
1. Преподавание в младших классах строится так, чтобы оно захватывало не только ум, но и развивало бы чувства ребёнка. Создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение или украшение, а необходимое условие получения знаний. Перенятые знания становятся убеждениями.
Таким образом мы доказали гипотезу обозначенную в нашей дипломной работе: «Систематическое ознакомление детей с элементами русской народной календарной обрядовой поэзией способствует развитию интереса к традициям, обычаям и истокам родной культуры, а также повышает их знания об особенностях календарной обрядовой поэзии русского народа».
Литература
1. Аникин В.П. Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просфещение, 1983. – 416 с.
2. Артеменко Е.Б. Язык фольклора: В чем его своеобразие? // Живая старина. – 1997. - №4. – С. 3-5
3. Аркадьева А.В. Светлый праздник пасхи (материалы к сценариям). // Начальная школа: плюс-минус. – 2000. - №5. С. 60-68.
4. Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В. В одном счастливом детстве. Кн. для чтенияч в 3 классе. – М., 1999. – 191 с.Ч-1
5. Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В. В одном счастливом детстве. Кн. для чтенияч в 3 классе. – М., 1999. – 231 с.Ч-2
6. Бунеев Р.Н. и др. В одном счастливом детстве: Методические рекомендации для учителя. – М., 2000. – 351 с.
7. Боковикова Т.А. Святки: гадание и колядки. // Последний звонок. 2001. - №11. – С. 3-4
8. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 1977. – с.215
9. Валеева И. Масленица% Сценарии весенних праздников. // Начальная школа. Приложение к газете «1 сентября». – 2001. - №6. – С. 5-12
10. Восприятие и изучение литературного произведения в средней школе. Под ред. Н.И. Кудряшева. – М., 1973. – 64 с.
11. Восприятие учащимися литературного прозвдения и методика школьного анализа. Под ред. Докусова. - М., 1974. – 192 с.
12. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы. –Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989 - с.58
13. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения. //Начальная школа – 1989 - №5 с. 16-20
14. В светелке: (фольклорный праздник). // Начальная школа: приложение к газете «1 сентября» – 20002. - №13. – С. 15-16
15. Гамзео М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1982 – с.190
16. Гусева И. Славянский базар: Внеклассное мероприятие – по предмету устное народное творчество. // Начальная школа. Приложение к газете «1 сентября». - 2001. №26. – С. 16
17. Евсеева Г.А. Зимние посиделки. // Начальная школа. – 1997. - №5. – С. 82-84
18. Зуева З.Я. Святки. // Пед. совет. – 2001. - №11. – С. 5-6
19. Каминская И. Иван Купала: Праздник. // Начальная школа. Приложение к газете «1 сентября». – 1998. - №24. С13.
20. Княшкина Л.В. Посиделки. «проводы зимы». // Пед. совет. 2000. - №11. – С. 14-16
21. Колесникова О.И. Филологические основы работы над произведением на уроках литературного чтения //Начальная школа. – 2000 №11. С.6-13.
22. Кравякова С.В. Светлый праздник Пасхи// Пед. совет. - 2000. - №3. – С. 3-5.
23. Кривова Г.М. Рождество и святки материал для проведения праздника. // Начальная школа. – 2000. - №11. – С. 94-95
24. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2000. – с.368.
25. Малахова Е.П. О восприятиии книги детьми младшего возраста. – В кн.: Вопросы детской литературы. М.: Детгиз., 1955. – с.208-232.
26. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под ред. Т.Г. Рализаевой. – С – Пб.: Специальная литература, 1997. – с.168.
27. Морозова Н.Г. Психологические предпосылки понимания прочитанного младшими школьниками. – В кн.: Основы методики обучения русскому языку. Под ред. Н.С. Рождественского. М., 1965 – с.27.
28. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1976, с.224.
29. Науменко Г.Н. Веселая ярмарка. Детский осенний праздник. // Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября» – 1994. - №4. - С. 7-8.
30. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. –М.: Педагогическое общество России, 2000. –256с.
31. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. – М., 1959. – 116 с.
32. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. – М.: Книга, 1972. – с.206.
33. Новицкая М.Ю. Человек и природа в народной культуре. Методические рекомендации к занятиям. М., 1994. – 26 с.
34. Оферкина М. Масленица. «Прощай зимушка-зима. // Народное образование. – 2001. - №9. – С.180-184
35. От осение до осени. Хрестоматия. Составитель М.Ю. Новицкая. М., 1994. – 152 с.
36. Политова Н.И. Современные подходы к решению практических задач по развитию речи младших школьников в условиях активного использования фольклорного материала. // начальная школа: плюс-минус. – 2002. - №4. – С. 48-53
37. Полозова Т. Носитель народной истины; (о книге Круглова Ю.Г. «Русский обрядовый фольклор» – М., 1999. – 312 с.) // Слово. – 2000. - №3. – С.22-24
38. Программы общеобразовательных учреждений. //Начальные класса 1 –3. – М.: Просвещение, 1994. – с.160.
39. Рожкова Т.С. Осенины: Фольклорный праздник. // Пед совет. – 2000. - №7. – С. 14-15
40. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов нац. Отд-ий пед. инст-ов /Сост. Ю.Г. Круглов. - Л. , 1987. – 655 с.
41. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия: Под ред. Н.И. Кравцова. - М.: Высш. шк., 1986. – 400 с.
42. Русское народное поэтическое творчество: учебник для пед. ин-тов/ Под ред. Новиковой. – М.: Высш. шк., 1986. – 400 с.
43. Русское народное поэтическое творчество/ Под редакцией П.Г. Богатырева. – М., 1956. – 620 с
44. Русский земледельческий календарь. Круглый год. / Под ред. А.Ф. Некрыловой. – 1989
45. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа //Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. –М.: Высшая школа, 1986. –С.176-185.
46. Суворова Е.П. Обучение восприятию и созданию текста – единый творческий процесс. // Русский язык в школе. – 2001. - №:6. – С.3-10
47. Таран А.А. Веселая масленица: Сценарий русского народного праздника. // Начальная школа. – 2002. - №2. С. 120-122
48. Усачева Е. Иван-Купала: сценарий праздника. // Начальная школа. Приложение к газете «1 сентября». – 1999. - №22. - С.13
49. Фаркова Е.Ю. Пасхальный благовест: Сценарий литературного праздника. // Начальная школа – 1998 - №3. – С. 91-94
50. Фольклор как средство духовного самосохранения русского народа //Интеграция общего и дополнительного образования /Материалы научно-практической конференции /Сост.: Л.В. Волобуева. Барнаул: Графикс, 1998. –84с.
51. Шпунтов А.И., Иванина Е.И. Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно //Начальная школа. – 1995 №10. – с.20-24
52. Щепетова Н.Н. Методика чтения в начальной школе. – М. Просвещение, 1950. – с.220.
53. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. – М.: Искусство, 1964. – с.86.
|