Мышление ребенка школьного возраста неоднородно. Это динамично развивающийся процесс.
Образно говоря, предметная деятельность школьника - это источник, питающий могучий поток человеческого мышления.
Необходимо изучение истоков, питающих процесс обобщений в понятии, т.е. обобщений, которые формируются в предметной деятельности на том ее уровне, когда в интересах анализа временно можно пренебречь словом, поскольку оно не несет обобщающей функции и выступает в качестве признака, слитого с предметом;
Развитие функции обобщения представляет собой процесс, отражающий не только определенные этапы становления мышления, но и более общие закономерности развития психики.
Обобщение, являясь функцией диалектической логики, представленное недизъюнктивным подходом, исследует генезис выявленных противоположностей и преодолевает, опосредует дизъюнктивность.
Основное направление формирования детского мышления проходит через организацию систематического опыта мыслительной деятельности. Сначала решение простых предметных ситуаций, затем более сложных, требующих опосредования наличной деятельности ранее сложившимся обобщенным опытом (например опытом употребления простейших предметов-орудий), и, наконец, деятельности, опосредованной внутренним планом мышления, развивающимся в связи с овладением понятийной формой обобщения.
Безусловно, развитие абстрактного (логического) мышления является одной из ведущих форм мышления детей школьного возраста. Акцент на развитие абстрактного (логического) мышления вполне понятен. До недавнего времени логическое мышление было единственным видом мышления, средством освоения знаний. Но в связи с динамичными преобразованиями, происходящими в нашем обществе, возникает необходимость в других нестандартных видах мышления, которые необходимы при решении многих повседневных задач и проблем.
Поэтапно представленные виды творческого мышления, на наш взгляд, созвучно динамике (развития). Разрабатываются новые подходы к рассмотрению традиционных видов мышления. Таковыми являются два основных способа теоретического (логического) мышления: дизъюнктивный и недизъюнктивный подход. Дизъюнктивный подход основан на математической формальной логике, которая на определенном уровне абстракции является весьма плодотворной и необходимой, хотя и отвлекается от развития изучаемого объекта. Данный подход выражается „ в способе рассуждения по -принципу "или-или" (например биологическое или социальное).
В отличие от формальной логики, представляющей дизъюнктивный подход, представленный диалектической логикой, исследует генезис выявленных противоположностей и преодолевает, опосредует "дизъюнктивность". Чаще всего, главной его функцией является обобщение. Рассматриваемое далее латеральное мышление вовсе не является суррогатом или простым заменителем традиционного логического мышления. Это не совсем так. Эти два процесса взаимно дополняют друг друга, а не вступают в противоречие. Латеральное мышление увеличивает эффективность вертикального (логического) мышления. А мышление вертикальное умножает действенность латерального, умело используя его идеи.
Латеральное мышление является необходимым элементом при традиционном мышлении.
Необходимо умело сочетать оба вида мышления для получения наиболее эффективного решения проблем. Латеральное мышление, на первый взгляд, может показаться неприменимым в ходе развития мышления детей школьного возраста. Освоение данного вида мышления можно начать с освоения навыков преобразования геометрических фигур.
Поэтапно представленные виды творческого мышления представляют возможность ухода от четко определенного "теоретического пути". Так, рассмотренное дивергентное мышление является начальной (детской) к стадией эвристического мышления. В сущности, исследователи деятельности ученого могли бы назвать этот тип мышления творческим. Но сущность дивергентного мышления - в зарождении навыков образного мышления в объемном процессе развития детского мышления. А главное отличие творческого мышления - зарождение новой идеи.
Эвристическое мышление - наивысшая стадия развития творческого мышления.
В таблице "Вводная матрица для выявления признаков одаренности " рассмотрены признаки развития эвристического мышления, характерные для различных возрастных периодов.
По нашему мнению, основной задачей родителей и педагогов - не упустить тот самый ранний период, когда закладываются основы будущего, может быть, гениального интеллекта.
Именно чуткое отношение и правильное понимание одаренного малыша позволяет впоследствии развиться гениальной личности.
Двадцатый век, вероятнее всего, войдет в историю, как век просвещения. Это гениально предвидел наш великий поэт: А.С.Пушкин, написав свои бессмертные строки:
Список использованной литературы.
1. Брушлинский А.В. «Математика и психология мышления», с.269
2. Божович Л.И. "Личность и ее формирование в детском возрасте". - М., 1968г,с.134
3. Бор Н. "Атомная физика и человеческое познание". - М., 1961 г.;
4. Варшава Б.Е., Выготский Л.С. "Психологический словарь". - М., 1931 г., с.205
5. Виленкин Н.Я., Шрейдер Ю.А. "Понятие математики и объекты науки". М-"Вопросы философии", 1974 г., № 2, с. 119
6.Гейзенберг В. "Физика и философия". - М., 1963 г., с.29. 1975 г.,
7.Гурова Л. Л. Развитие мышления учащихся в процессе овладения компьютерной грамотностью // Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. М., 1985.
8. Дубровский Д.И. "Психические явления и мозг" - М., 1971 г., стр. 93-94
9. Дубровский Д.И. "Психические явления " - М., 1971 г.
10.Давыдов Д.Б. "Виды обобщения в обучении"
11.Давыдов В. В. Виды обобщения и обучения. М., 1972.
12.Давыдов 8 В.. Варданян Л. У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван, 1981.
13. А.И.Доровский "Сто советов по развитию одаренности". - Российское педагогическое агентство, 1997 г., 258 с.
14. Ю.Дьяченко О.М. "Об основных направлениях развития воображения у
детей". // "Вопросы психологии". -1988 г., № 16
15.Ильенков Э.В. "Диалектическая логика". - М., 1974 г., с.22-29
16. Заде Л.А. "Основы подхода к анализу сложных систем и процессов
принятия решения", - Математика сегодня, с.7.
17. Леонтьев А.Н. "Проблема деятельности в психологии". - "Вопросы
психологии", 1972 г., № 9, с. 100
18. Леонтьев А.Н. "Проблемы развития психики". - М., 1972 г., с. 153
19. Леонтьев А.Н. "Деятельность. Сознание. Личность". - М., 1975 г.,с.112-113
20. Лекторский В.А. "Культурно-историческая теория мышления". - Изд-во "Москва", 1968 г., с.80
21. Матюшкин А.М. "Проблемные ситуации в мышлении и обучении". - М., 1972 г.
22."Материалистическая диалектика и концепция дополнительности". - Киев, 1975 г.;
23."Принцип дополнительности и материалистическая диалектика". -М., 1976 г.
24."Материалистическая диалектика и концепция дополнительности", Киев, 1983 г.
25.Методологические принципы физики. История и современность". - М.,1975г.
26.Поддъяков Н.Н. "К вопросу о развитии мышления школьников". // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - Изд-во "Москва", 1981 г.
27.Рубинштейн С.Л. "Бытие и сознание". - М., 1957 г., с. 13
28.Рузавин Г.И. "О природе математического знания". - М., 1974 г.,с.185
29. П.Теплов Б.М. "Об объективном методе в психологии". - Известия
Академии педагогических наук РСФСР, выпуск 45, 1953 г.
30.Д.Столяренко "Основы психологии". - Феникс, 1997 г., 730 с.
31. Швырев В.С., Юдин Э.Г. "Мировоззренческая оценка науки: критика буржуазных концепций сциентизма и антисциентизма". - М., 1973 г.
32. Фресс П., Пиате Ж. "Экспериментальная психология". - с. 185-189.
|