Заключение
Подводя итоги исследования, следует отметить, что одаренность определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учении или в творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут назвать одаренным. Одаренность многообразна, проявляется на разных уровнях и во всех сферах жизнедеятельности. Социально значимые достижения невозможны без высоко развитой способности к творчеству и лидерству, следствие чего встает особая задача выявления и развития детей с творческой и лидерской одаренностями. Все виды одаренности имеют сложную структуру, в том числе и интеллектуальная одаренность.
Общим признаком одаренности является повышенная познавательная потребность. А это то, что является отличительной особенностью одаренного ребенка. Одаренность выделяют: по видам, то есть своеобразию проявления способностей; по возрастной динамике – ускоренное, соответствующее норме или замедленное развитие; по уровне – одаренные и высоко одаренные.
Выявление одаренности – это сложная процедура, требующая специальных знаний и умений, привлечения профессионалов. Главная цель диагностики – обеспечение оптимальных условий реализации потенциала каждого ребенка. Задача каждого учителя – сотрудничество с психологом для совместного выявления и помощи развитию одаренных. Наш важный вклад в выявление одаренных – первичная диагностика на основе разного рода наблюдений. Еще очень важно помнить, что одаренность невозможно определить какой-либо единственной методикой.
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что успех в обучении и развитии одаренных детей достигается тогда, когда учебная программа соответствует их интеллектуальным и творческим потребностям и возможностям. Существуют многочисленные варианты образовательных, развивающих и образовательно-развивающих программ для обучения одаренных детей, которые отличаются своими целями и задачами. Это важно как отмечает Н.Б. Шумакова при выборе учителем той или иной программы работы с одаренными детьми
Не всегда одаренные могут учиться в специальном классе или школе. В этом случае четыре стратегии (ускорение, углубление, усложнение, новизна) помогут учителю приспособить обычную программу для одаренных. Только при условии подстройки обучения под потребности одаренных можно помочь их развитию и реализации, избежать разного рода проблем.
И в заключении подчеркнем, если Вы решили начать работу с одаренными детьми то первый вопрос, который вам необходимо задать себе это: Что мы знаем об одаренности, каковы наши взгляды на их обучение? – это первый этап работы.
Второй этап основывается на вопросе: Какую учебную программу мы можем предложить, какие разработанные учебные курсы есть или кто уже готов к составлению такого курса?
Третий этап – это выявление одаренных детей. Используя свой опыт, знаний детей и своего предмета для первичной диагностики. Затем приглашается профессионал для уточнения и углубления данных, собранных Вами.
Четвертый этап – когда учащиеся подобраны, учебные программы сформированы, следует вновь задать себе вопрос: Отвечают ли учебные курсы тем требованиям, которые предъявляются к ним при работе с одаренными? Ведь обучение одаренных требует внесения изменений по четырем параметрам: иными должны быть содержание курса, сам учебный процесс, результат учебной работы учащихся и обстановка в классе.
Пятый этап – не забывать регулярно оценивать эффективность обучения. Здесь Вам помогут учителя, успешно работающие с одаренными детьми, сами одаренные дети, их родители, а также специалисты по обучению одаренных.
Литература
1. Белова Е.С. одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать М.,1998, - 41 с.
2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка.- М., 1994, - 68 с.
3. Вопросы психологии способностей школьников / Под ред. В.А. Крутецкого. – М., 1964, - 260 с.
4. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. - М., 1991, - 80 с.
5. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. – М.: Знание,
1989, - 80 с.
6. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / под ред. В.Д. Шадрикова. Саратов, 1989, - 123 с.
7. Детская одаренность. Экспериментальные методы отбора одаренных детей и их результаты. / Под ред. Варшава Б. – М., 1925, - 119 с.
8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб: Питер, 2000, - 359 с.
9. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися: Под ред. Л. В. Поповой и В.И. Панова. – М.: Молодая Гвардия, 1997,
10. Клименко В.В. Как воспитать вундеркинда. – Харьков, СПб: Питер, 1996, - 463 с.
11. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. – М., 1960, - 215 с.
12. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. –М., 1993, - 128 с.
13. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности// Вопросы психологи, 1989, №1, - С 45-48.
14. Одаренные дети /Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. –М., 1991, - 381 с.
15. Одаренный ребенок / Под ред. О. М. Дьяченко. - М., 1997
16. Особенности работы с одаренными детьми в инновационных учебных заведениях. Ставрополь, 1993.
17. Перминова Л.М. О выявлении одаренности у детей в процессе школьного обучения // Химия и школа, 1991, №-4, - С. 73-77
18. Петровский А.В. Способности / Введение в психологию. – М.,1995, - 494 с.
19. Проблемы способностей / Под ред. В.Н. Мясищева. –Л.,
1962, - 308 с.
20. Программа «Одаренный ребенок»: основные положения / Л.А. Венгер и др. – М., 1995, - 87 с.
21. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие; Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 2000, - 334 с.
22. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М., 1995, - 85 с.
23. Способности и склонности: комплексные исследования. / Под ред. Э.А. Голубаевой. – М., 1989, - 197 с.
24. Савенков А.И. Детская одаренность: теоретические основы развития. – М., 1999, - 219 с.
25. Савенков А., Беляева Н. Одаренные дети в обычной школе.// Народное образование. –1999. - №9. – С. 183-188
26. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 1996, - 237 с.
27. Учителю об одаренных детях / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. – М., 1997, - 143 с.
28. Хромова Т., Юркевич В. . Одаренные дети нуждаются в дискомфорте. // Лицейское и гимназическое образование –1999. -№6 – С.68
29. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994, - 317 с.
30. Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. – М., 1926, - 83 с.
31. Чудновский В. Э. Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание? – М., 1990, - 77 с.
32. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и личности. – М., 1986, 80 с.
33. Юркевич С.С. Светлая радость познания. - М., 1977, - 64 с.
Приложение
Тесты творческого мышления П. Торренса
1. Творческое воображение в картинках - невербальный буклет
Задание: «Нарисуй картинку» – тест, в котором испытуемый должен придумать оригинальную картинку с использованием определенного элемента. Этот элемент – контур, сделанный из цветной бумаги (в форме капли или боба) с клейким слоем, должен служить существенной деталью придуманной картины. В инструкции подчеркивается необходимость придумать такой рисунок, который никто больше не сможет придумать (оригинальность), и дополнить его так, чтобы он стал полным и интересным рассказом (тщательность разработки). Художественный уровень исполнения рисунков не оценивается.
Задание: «Незавершенные фигуры» сконструировано автором из ряда других тестов. Как известно из гештальтпсихологии, незаконченные фигуры вызывают стремление завершить их простейшим и легчайшим способом. Таким образом, чтобы создать оригинальный ответ, необходимо контролировать это стремление и тормозить его удовлетворение. Каждая законченная фигура (их всего 10) оценивается по оригинальности и тщательности разработки идей. Количество выполненных заданий определяет показатель беглости, а степень разнообразия ответов – гибкость мышления.
|