Если юноша выбрал вид порта по своим способностям, то от тренировок он получает глубочайшее удовлетворение и быстро прогрессирует. Строгий режим жизни, подчас изнурительный труд, тяжелые физические и психологические нагрузки, немалые затраты времени и энергии, т.е. все то, что необходимо для серьезных занятий спортом, не будут ему в тягость. И наоборот, если юноша попал в секцию вила спорта, к которому нет способностей и призвания, он разочаровывается, постепенно охладевает к тренировкам, начинает считать себя неудачником, каким-то неполноценным и в конце концов бросает борьбу и нередко вообще занятия спортом.
Задача тренера-преподавателя - не допустить этих ошибок, заранее исправить их.
Тренеров всегда волновали и, по-видимому долго еще будут волновать, проблемы отбора. Ежегодно проводя наборы новичков в борцовские секции, они подчас испытывают серьезные сомнения по поводу правильности сделанного выбора. Нет уверенности в безграничности методов, применяемых при определении способностей поступающих.
Чаще всего в тренерской практике предполагаются тесты и контрольные упражнения, которые выявляют физическое развитие ребят лишь на сегодняшний день. А ведь характер, волевые качества, трудолюбие, ум и смелость определить при первом знакомстве гораздо труднее, хотя это важнейшие составные части фундамента будущих успехов.
Практика показывает, что пока еще нет верного способа безошибочно определять талантливых ребят, их борцовскую одаренность. [31]
Как же бороться с обидными потерями при приеме? Вероятно, нужно принимать подряд всех желающих или хотя бы большую их часть, с тем чтобы в дальнейшем в процессе тренировок, повести наступление против лодырей, неженок, случайно попавших в секцию. И в то же время следует выявлять самых способных, одаренных ребят.
Поскольку вместить всех желающих в борцовские залы нет возможности, тренеры при отборе в первую очередь склоняют головы перед явной физической силой, считая ее одним из краеугольных камней будущих успехов в таком сугубо мужском виде спорта, как борьба.
Наплыв занимающихся в борцовские секции во многом зависит от популярности этого вида спорта в среде, в которой находится и воспитывается юноша, от популярности борьбы в городе, республике, стране.
Во многом это зависит от того, сколько ребята получают информации о борьбе. В средствах массовой информации не часто освещают соревнования, редко встречаются статьи о выдающихся борцах. А ведь ребятам нужен живой пример, живой чемпион! Им нужно показывать, как добиваются победы на ковре, чтобы они захотели стать такими же сильными и ловкими, как их кумиры. [18]
Какими же качествами должен обладать будущий борец? Что это такое - борец?
1. Борьба - спорт здоровых людей. Нагрузки тренировок, перегрузки соревнований, длительный строгий режим могут перенести только люди со здоровым железным организмом. Поэтому одно из важнейших задач тренировок юных борцов - укрепление здоровья, накопление сил и энергии, закаливание организма. Долголетие борца в спорте также находится в примой зависимости от его физического состояния.
2. Борьба - спорт смелых людей. Есть давнишняя закономерность: из трусливых мальчиков вырастают трусливые борцы, из сильных мальчиков - смелые борцы. Не следует путать трусость с робостью отдельных новобранцев на первых тренировках. Обычно от неуверенности не остается и следа после того, как новичок осваивается в коллективе. Смелость - одно из главных и желанных качеств, которым должен обладать будущий сильный борец.
3. Борьба - спорт разносторонне развитых людей. При приеме в секцию следует отдавать предпочтение юношам, которые хорошо сложены и обладают пропорционально развитой мускулатурой. Только не следует придавать особое значение росту и весу поступающего. Эти качества далеко не решающие в поединке.
4. Борьба - спорт высокой сложности. Схватка борцов - это не только состязание в силе и ловкости, это еще и состязание умов. Выдающихся результатов в борьбе способны достичь лишь людей гибкого ума, умеющие быстро и точно ориентироваться в сложной обстановке, принимать молниеносные решения. Лишь умный человек способен выбрать для себя оптимальный тактический вариант ведения боя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Борьба является сложнокординационным видом спорта. Высших результатов в этом виде спорта можно достичь если начать ознакомление с ней еще в школе.
Ведущая роль в этой работе возглавляется на учителя физкультуры и тренера-преподавателя.
В результате исследований мы выявили то, что знания методики и опыт преподавания борьбы в средней школе и ПТУ помогают учителю в его педагогической деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиханов И.И, Шахмурадов Ю.А. “Тактика вольной борьбы”. В сб. “Спортивная борьба” М., ФиС. 1985, с. 30-33.
2. Алиханов И.И. “Техника и тактика вольной борьбы”. М., ФиС, 1986, с.303.
3. Анохин П.Н. Опережающее отражение действительности. Вопросы философии. 1962, №7, с.97-111.
4. Балдаев Н.В. Содержание и методика преподавания базовой техники вольной борьбы в институтах физической культуры. Канд.дисс. М., 1989, с.234.
5. Бернштейн Н.А. Предисловие к кн. К.С.Тринчера “Биология и информация!. М., Наука, 1965, 119 с.
6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М., ФиС, 1989, 31 с.
7. Володин А.Е. Некоторые вопросы тактики в классической борьбе. Теор. и практ. физ. культ., 1950, т.XXI вып.3, с.168-173.
8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956, 451 с.
9. Галковский Н.И., Катулин А.В., Чинов Н.Г. Борьба. М., ФиС, 1952, 447 с.
10. Гальперин П.Ф. Опыт формирования умственных действий. Доклад на совещании по вопросам технологии. М., АПН РСФСР, 1954, с.43-51.
11. Годин М.А., Барамидзе А.М., Киселева Т.Г. Стретчинг: подвижность, гибкость, элегантность. М., Сов.спорт, 1991, 96 с.
12. Демин В.А. Методические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности. Канд.дисс. М., 1974, 143 с.
13. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (Основы теории и методики воспитания). М., ФиС, 1966, 200 с.
14. Игумнов В.М., Подливаев В.А. Спортивная борьба. М., “Спортивная борьба”. М., ФиС, 1981, 32-33 с.
15. Карапетян А.С. Опыт подготовки юных борцов. В сб. “Спортивная борьба”. М., ФиС, 1981, 32-33 с.
16. Классическая борьба: Учебн. пособие для тренеров / Под ред. А.З.Катулина. М., ФиС, 1962, 208 с.
17. Кондрацкий И.А., Грузных Г.М., Игумнов В.М. и др. Основы методики становления и совершенствования технико-тактического мастерства в классической борьбе. Омск. 1984. 86 с.
18. Ленц А.Н. Классическая борьба. М., ФиС, 1960, 215 с.
19. Ленц А.Н. Тактика в спортивной борьбе. М., ФиС, 1967, 214 с.
20. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М. Политиздат, 1978, 304 с.
21. Матвеев Л.П. Методика физического воспитания. М., 1980.
22. Матушан П.Ф. Сто уроков вольной борьбы. Алма-Ата, 1990, 304 с.
23. Миндиашвили Д.Г. и др. Контратакующие. Красноярск. 1965, 69 с.
24. начальный этап в многолетней подготовке борцов / Под ред. Пилояна Р.А. МОГИФК, 1991, 83 с.
25. Нелюбин В.В. Методика фазного обучения контрприемам. Л., 1980, 35 с.
26. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М., ФиС, 1970.
27. Петров В.Р. Совершенствование технико-тактического мастерства борцов. София, Мед. и физ-ра, 11978, 272 с.
28. Пилоян Р.А., Джапаралиев В.Т. Совершенствование тактики ведения поединка. В сб. “Спортивная борьба”, М., ФиС, 1984, 54-57 с.
29. Пилоян Р.А. Индивидуализация подготовки спортсменов в видах единоборств. Докт.дисс. М., 1985, 371 с.
30. Пилоян Р.А. Узловые вопросы многолетней подготовки борцов (методическое пособие). МОГИФК, 1988, 28 с.
31. Пилоян Р.А., Демин В.А. Ученый и человек. МОГИФК, 1995, 69 с.
32. Пилоян Р.А. Ошибки П. Де Кубертена и его последователей. Теор. и практ. физ.культ. 1996, №2, 4-5 с.
33. Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка. Киев. Здоровье, 1980, 284 с.
34. Пойманов В.П. Рационализация сопряженности тренировки технико-физической направленности борцов высокой квалификации. Автореф. Канд.дисс. л., 1982, 20 с.
35. Преображенский С.А. Борьба - занятие мужское. М., ФиС, 1978, 176 с.
36. Пытлянский В.А. Французская борьба. С-Петербург, 1986.
37. Рубинштейн С.А. Проблемы способностей и вопросы психологической теории. В кн. проблемы общей психологии. М., Педагогика. 1976 - 219-234 с.
38. Сорокин Н.Н. спортивная борьба. М., ФиС, 1960, 484 с.
39. Спортивная борьба / Под ред. А.П.Купцова М., ФиС, 1976, 424 с.
40. Спортивная борьба / Под ред. Г.С.Туманяна. М., ФиС, 1985, 24-27 с.
41. Станков А.Г., Климин В.Г., Письменский И.А. Индивидуализация подготовки борцов. М., ФиС, 1984, 241 с.
42. Сытник В.И., Письменский И.А. и др. Многолетняя подготовка дзюдоистов. М., ФиС, 1982, 328 с.
43. Теория спорта Под ред. В.Н. Платонова. Киев, Высшая школа, 1987, 423 с.
44. Туманян Г.С. Спортивная борьба. М., ФиС, 1985, 142 с.
45. Туманян Г.С. Совершенствование системы физического образования. Методика и некоторые результаты исследования. М., 1987, 55 с.
46. Туманян Г.С. Методология разработки многолетних учебных программ для различных видов спорта (на примере спортивной борьбы). Теор. и практ. физ. культ., 1989, №9, 37-40 с.
47. Федоров В.В. Формирование тактического мастерства участия в соревнованиях дзюдоистов на основе моделирования предстоящей деятельности. Канд.дисс. М., 1992, 140 с.
48. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. М., ФиС, 1987, 128с.
49. Формирование высшего мастерства в спортивной борьбе / Под ред. Р.А.Пилояна, Малаховка, 1993, 82 с.
50. Юшков О.П. и др. Начальное обучение в волльной борьбе (обобщение опыта ведущих тренеров страны). В сб. “Спортивная борьба”. М., 1985, 20с.
51. Якубчик А.Б. средства технической и физической подготовки при совершенствовании сложных акробатических прыжков. Канд.дисс. М., 1985, 20с.
|