Заключение
Подводя итоги проделанной работы, подчеркнем, что проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
Таким образом, все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.
Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство.
Результаты экспериментального исследования показали, что и познавательный интерес к эстетическому воспитанию у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по эстетическому воспитанию обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.
Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, систематическое воздействие эстетического воспитания являются эффективным средством воспитания младших школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное.
Однако, на практике мы столкнулись с тем, что учителя мало пользуются искусством в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Литература
1. Аксарина Н.М. “Воспитание детей” М., изд-во “Медицина” 1992. 272 с.
2. Бегак Б.А. Воспитание искусством. – М., 1981. – 94 с.
3. Борисова Е.С. Эстетичесоке воспитание школьников. Из опыта работы учителя истории. Л., 1972. – 200 с.
4. Борев Ю. “Эстетика” М., изд-во политической лит-ры 1988. – 149 с.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1967. - 46 с.
6. Гавриловец К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. – М., 1993. – 423 с.
7. Гончаров И.Ф. действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. – М., 1978. – 160 с.
8. Запорожец И Д. “Воспитание эмоций и чувств у дошкольника” М 1985. – 273 с.
9. Ковалев С.М. “ Воспитание и самовоспитание” М., Изд-во “Мысль” 1986. 176 с.
10. Королев Ю.А. эстетическое воспитание школьников. // Физика в школе. – 2000. - №3. – С. 25-29
11. Крутецкий В.А. “ Психология ” М., Изд-во “Просвещение” 1980. – 398 с.
12. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. – М., 1972. – 159 с.
13. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985
14. Логинова В.И. “Дошкольная педагогика” М., изд-во “Просвещение” 1983. 435 с.
15. Мир профессий - том «Человек - человек». Под редакцией Р.Д. Кавериновой, Л.М. Зюбина. М., 1986. - 543 с.
16. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М., 1981. – 96 с.
17. Могилевская Г.Л. Познание прекрасного. М., 1971. – 80 с.
18. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания. Кн. Для учителя. – М., 1981. – 192 с.
19. Об эстетике в школе / под ред. Е.Т. Савченко. – М., 1960. – 46 с.
20. Олесюк Л.Н. Учите детей любить прекрасное. – Киев, 1967. – 126 с.
21. Обухова Л.Г. “Психология детства” М 1992. – 293 с.
22. Основы эстетического воспитания. Под редакцией Кушаева Н.А. М., 1986
23. Поиск новых форм эстетического воспитания школьников. / Под ред. В.В. неверова. – М., 1963. – 52 с.
24. Прий2менко Л.Н. опыт эстетического воспитания в школе интернате. – М., 1964. – 171 с.
25. Разин А.В. Воспитание красотой: Эстетичесоке воспитание в сельской школе. Из опыта работы. – М., 1980. – 79 с.
26. Раченко И.П.. НОТ учителя. М., 1989. – с. 149.
27. Реманский А.Л. Эстетическое воспитание учащихся. – Минск, 1978. – 110 с.
28. Система эстетического воспитания школьников. Под редакцией Герасимова С.А. М., 1983. – 264 с.
29. Титаренко В.Я. “Семья и формирование личности” М., изд-во “Мысль” 1992. - 169 с.
30. Ушинский К.Д. “Избранные педагогические сочинения” М 1974. – 376 с.
31. Шацкой В.Н.
32. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир. М., 1986
33. Эстетическое воспитание школьников. Под редакцией А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. М., 1974. - 85 с.
34. Эстетическое воспитание школьников. Под редакцией Бурова А.И., Лихачева Б.Т. М., 1974
35. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. / Киященко Н.И., Коган Н.С. и др. – М., 1983. – 303 с.
36. Эстетическое воспитание в начальной школе. / Под ред. В.Н. Шацкой. – М., 1959. – 216 с.
37. Эстетическое воспитание в школе. / Под ред. Б.Т. Лихачева. – М., 1980. – 136 с.
|