ВВЕДЕНИЕ.
«Может быть у нас так много ошибок в организационных формах, потому что мы еще и говорить часто с ребятами по-настоящему не умеем».
А.С.Макаренко.
Одной из важнейших задач современной практической психологии является психологическая коррекция отклонений детского поведения, в том числе и эмоциональных расстройств, и вневрачебная помощь таким детям.
Бесспорным остается факт, что в настоящее время мы переживаем бурное рождение новой, во многом до конца не изученной формы оказания социальной психологической помощи детям.
Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подрастающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками, а ребенку с неблагоприятными особенностями психологического развития справляться с ними наиболее трудно.
Столкновение мира ребенка с миром других детей, взрослых и самых разнообразных предметов далеко не всегда проходит для него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений и установок, изменение желаний и привычек, появляется неуверенность в себе и уменьшается доверие к другим. На смену одним чувствам и привязаностям приходят другие, которые могут иметь патологический характер. Как помочь такому ребенку? Как уменьшить его страдания? Как вести себя с ним учителям и родителям?
Эти расстройства причиняют самим детям не меньше неприятностей, чем окружающим, так как, прежде всего, лишают их радости детства. Как помочь им в безвыходной, как казалось бы ситуации?
Не просто найти ответы на эти и многие другие аналогичные вопросы.
Анализ каждого отдельного случая требует индивидуального подхода: внимательного и компетентного отношения специалистов.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: дети младшего школьного возраста.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: эмоциональное состояние детей.
ГИПОТЕЗА: участие детей в кружковой работе корректирует их эмоциональное состояние.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выявление эмоциональных расстройств учащихся в кружке и их коррекция.
ЗАДАЧИ: 1. Изучение состояния проблемы в теории и практике.
2.Определение эмоционального состояния кружковцев.
3.Выявление причины эмоциональных расстройств.
4.Разработка методов и средств коррекционной работы.
5.Эксперементальная проверка эффективности методических рекомендаций исследования.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: анализ литературы,
наблюдение,
беседа,
анализ поведения детей,
проективный тест «Несуществующее животное»,
игры-тренинги,
психокоррекционная программа.
1 ГЛАВА. Научно-теоретические основы эмоционального развития ребенка.
1.1.Роль эмоций в развитии ребенка.
Понятие об эмоциях и чувствах.
Разговор об эмоциях и чувствах мы начнем с вопроса, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд: зачем нужны чувства, зачем нужны эмоции? На самом деле, мы знаем, что благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из изученных процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т. д. Может, легко было бы обойтись без радости и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти?
В то же время из собственного опыта мы знаем, что вся наша познавательная и предметная деятельность, вообще, вся наша жизнь немыслима без эмоций, без чувств.
Недаром издавна возникло представление о трехчленной структуре психической жизни: ум, воля и чувство. О противоположности ума и сердца — "ум с сердцем не в ладу" и т. д. При этом, как отмечали историки психологии, наибольшее внимание всегда уделялось изучению познавательных и волевых процессов, тогда как исследование эмоциональной жизни оставалось уделом поэзии и музыки. Однако в наши дни проблемой эмоций и чувств занимаются многие ученые и целые научные коллективы.
Слово «эмоция» произошло от латинского «emovere» – возбуждать, волновать. Эмоции рассматриваются психологами как особая форма отражения, свойственная не только человеку, но и животным.
|