Заключение
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что личность – это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира; воспитание – это деятельность по приобщению человека к социальному опыту во всех его формах – знания, эмоции, этические, эстетические нормы, и по развитию внутренних своеобразных возможностей и склонностей индивида; самовоспитание – это осознанный и управляемый процесс, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запроектированные им силы и способности.
Для побуждения к самовоспитанию большое значение имеет формирование у учащихся общественно-политических и нравственных идеалов. В стимулировании к самовоспитанию существенное значение имеют притязание личности на признание и достойное место в коллективе сверстников. Существенным фактором побуждения учащихся к самовоспитанию является организация соревнования по общественно полезной и культурно-массовой работе.
В процессе самовоспитания следует выделить следующие формы: во-первых, самообучение, направленное на преодоление собственного невежества и, во-вторых, систематизацию добытых знаний, и выработка на этой основе меры, нормы, с помощью которой из знаний образуется система представлений о мире – мировоззрение. В самовоспитании взаимодействуют также две традиционные основные формы воспитания: деятельность по накоплению знаний и деятельность по их классификации, систематизации, включению в мировоззрение и корректировка на этой основе способа самореализации.
Если представить процесс самовоспитания в целом, то в нем можно выделить следующие компоненты: а) критическая оценка своих недостатков и постановка цели самовоспитания, б) разработка программы самовоспитания, в) определение его методов, г) аутотренинг, т.е. непосредственная работа личности над собой, д) самоконтроль.
Важнейшей задачей учебной и воспитательной работы является развитие и поддержание высокой активности самих учащихся в познавательной, трудовой, общественно-политической и нравственно-эстетической деятельности. Правильно поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование активности растущей личности в работе над собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря, уже в процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа учащихся. Но эта работа обуславливается и стимулируется специально организуемым воспитательным влиянием учителей. Педагоги ставят воспитательные задачи, формируют у учащихся соответствующие потребности (активность), включают их в деятельность и таким образом побуждают их работать над собой.
Практика показывает, что декларирование роли самовоспитания, призывы заниматься им не приносит пользы. Нужны практические действия вузовских педагогов совместно с активным студенческим самоуправлением. Действия продуманные, системные, вписывающие в обычный ход студенческой жизни. Материалы для таких действий дает и учебная работа, и внеаудиторная деятельность студентов. Самовоспитание должно естественно и органично сопровождать объективный учебно-воспитательный процесс в вузе.
Литература
1. Айзенк Ганс Юрген. Проверьте свои способности. – М.: Педагогика-пресс, 1992. – 173с.
2. Апякринский Борис Сергеевич. Беседы о самовоспитании. – М.: Знание,1997. – 176с.
3. Асмолов Александр Григорьевич. Психология личности. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367с.
4. Бодалев Алексей Александрович. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 187с.
5. Гусинский Э.Н. Образование личности. – М.: Интерпракс, 1994. – 136с.
6. Данилова В.Л. как стать собой: Психотехника индивидуальности. – М.: Интерпракс, 1994. – 127с.
7. Джампоьски Джеральд. Как обрести внутреннее равновесие и оздоровить свои отношения с окружающими. – М.: Просвещение, 1990. – 45с.
8. Джеймс Уильям. Психология. – М.: Педагогика, 1991. – 367с.
9. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 198с.
10. Ирхин Юрий Васильевич. Психология успеха: как влиять на людей и управлять собой. – М.: Изд-во Рос.ун-та дружбы народов, Б.г., 1992. – 39с.
11. Каппони, Вера, Новак, Томас. Сам себе психолог. – СПб: Питер, 1994. – 220с.
12. Карнеги, Дейл. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – Душанбе: Ветеран, - 1990. – 223с.
13. Кириллов В.К. Социально-психологические проблемы самосовершенствования личности. – Чебоксары: Изд-во Чуваш.ун-та, 1994. – 268с.
14. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. – М.: Мысль, 1984. – 252с.
15. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. Пособие для преподава-телей. – М.:-Интерпракс, 1994, 208с.
16. Кузин В.С. Психология. – М.: Высш. Школа,1982. – 256 с., ил.
17. Леви В.Л. Искусство быть собой: Индивидуальная психотехника. – М.: Знание, 1991. – 255с.
18. Левитан Карл Ефимович. Личностью не рождаются. – М.: Наука, 1990. – 208с.
19. Немов Р.С. Психология образования. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 496с.
20. Петровский А.В. Общая психология. Учебное пособие для пед.ин-тов. – М.:Просвещение, 1970. – 433с.
21. Победоносцев Г.А. Совершенствуем систему воспитания школьников: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 174с.
22. Рубинштейн Сергей Леонидович. Основы общей психологии. – М.: Педагогика,1989. – 231 с.
23. Рухманов А.А. Познать себя. – М.: Мол. гвардия, 1981. – 207с.
24. Семке В.Я. Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности. – Новосибирск.: Наука, 1991. – 237с.
25. Сухов Петр Юрьевич. Учимся учиться. – Л.: Лениздат,1990. – 203с.
26. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.:Политиздат,1985. –270 с.
27. Харламов И.В. Педагогика. – М.: Высш.шк., 1990. – 576с.
|