Введение
Советская педагогическая психология категорически отвергает точку зрения многих буржуазных ученых, считающих, что причиной искривлений в нравственном развитии детей, тем более причиной их асоциального поведения, являются те или иные врожденные биологические особенности, обусловленные наследственностью. Глубоко изучая различные отклонения в поведении и формировании личности, условия, при которых школьники совершают антиобщественные поступки, мотивы нарушения ими нравственных норм и правил, советские ученые пришли к выводу о социальной обусловленности всевозможных отклонений в поведении (влияние отрицательной микросреды, ненормальные взаимоотношения и бытовой уклад в семье, ошибки обучения и воспитания и т.д.). В конечном счете все эти причины можно свести к конкретным психологическим и педагогическим причинам. Поэтому трудные дети — это всегда педагогически запущенные дети, в отношении которых где-то, когда-то и кем-то был допущен педагогический просчет, педагогическая ошибка, игнорирован принцип индивидуального подхода в воспитании, дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их личности. Иначе говоря, в категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, дети, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов самоутверждения в нем [30, c.127].
В этом смысле термин «трудный школьник» не означает отрицательной характеристики, не содержит в себе осуждения или порицания. «Трудный» — не значит «плохой», «испорченный», «негодный» или тем более «безнадежный». «Трудный» — это такой школьник, который требует особого отношения, пристального внимания воспитателя и коллектива, ученик, к которому необходим индивидуальный подход в воспитании
В качестве первопричины отставания в развитии умственных способностей к усвоению знаний выступают как социальные, так и биологические условия в ясельном и раннем дошкольном возрасте могут оказаться существенным тормозом в формировании умственных способностей. Для преодоления их отрицательного влияния требуется особая коррекционная работа в дошкольном возрасте, без которой дети окажутся в числе отстающих в учении уже в первый период их пребывания в школе [31, c.245].
Причины существенных задержек в развитии общих умственных способностей могут лежать в органических аномалиях центральной нервной системы. При сравнении этой категории детей с нормально развивающими и умственно отсталыми детьми наиболее важными их характеристиками становятся следующие. От первых их отличает затрудняющий усвоение школьной программы; от вторых- чувствительность таких детей к помощи, благодаря которой они могут выполнять соответствующие возрасту учебные действия. Обучение их в школе вызывает наибольшие трудности. По данным дефектологов, которые провели широкое исследование детей, фактически не усваивающих школьную программу, половина из них – учащиеся, перенесшие органические заболевания центральной нервной системы. В соответствии с наиболее характерным для них признаком дефектологии назвали таких детей детьми с задержкой психического развития (ЗПР).
Цель работы: изучение особенностей обучения детей в классах коррекции.
Объект: обучение трудновоспитуемых детей и детей с задержкой психического развития.
Предмет: Характерологические особенности обучения детей 13-14 лет в классах коррекции.
Гипотеза: мы предполагаем, что усвоению материала мешают характерологические особенности.
Цель, объект и предмет обусловили постановку следующих задач:
- изучение состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе.
- выявить особенности обучения детей в классах коррекции.
- провести эксперимент
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов:
- анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме; беседы наблюдения
- формирующий эксперимент
- контрольный эксперимент
- методы обработки данных.
Опытно-экспериментальной базой являлось
Эксперимент проводился с детьми школы № . В исследовании участвовало 20 детей класса коррекции.
Структура исследовательской работы:
1 этап: Изучение состояния проблемы в психолого-педагогической литературе, определение цели и задач исследования, диагностических методик.
2 этап: Проведение экспериментального исследования
3 этап: Обработка полученных данных результатов, оформление дипломной работы.
Структура дипломной работы: диплом состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1.1. Характеристика педагогически запущенных детей
Среди учащихся, с которыми приходится иметь дело учителю, может быть выделена специальная, хоть и не очень многочисленная, категория трудных детей. К трудным детям относят обычно тех подростков и старших школьников (среди младших школьников их значительно меньше), которые характеризуются определенными отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Все это представляет препятствия для нормальной организации учебно-воспитательного процесса, учителя испытывают затруднения (иногда значительные) в работе с этими детьми, а иногда остро переживают свою кажущуюся беспомощность [21, c.248].
Диапазон поступков, на основании которых подростков и старших школьников считают трудными, весьма велик: от устойчивых проявлений отдельных отрицательных качеств и черт (упрямства, недисциплинированности, грубости, лихачества) до наличия явно асоциальных форм поведения и проступков типа правонарушений и даже преступлений.
В чем же заключаются психологические основы индивидуального подхода в воспитании?
Воспитатель всегда имеет дело с конкретной развивающейся личностью, которая обладает целым рядом индивидуально-пси хологических особенностей. Этим и объясняется, что воспитательные меры, с успехом примененные к одному школьнику, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по отношению к другому. Поэтому общие воспитательные мероприятия должны дополняться индивидуальным подходом. Индивидуальный подход предполагает чуткость и такт воспитателя по отношению к учащимся, умение предвидеть психологические последствия педагогического воздействия. Он требует выбора и осуществления таких воспи
|