ВВЕДЕНИЕ
Современный сложный этап в развитии нашего общества, когда осуществляются глубокие радикальные преобразования в политике, экономике и социальной структуре, требует нового подхода к воспитанию подрастающего поколения и предъявляет новые требования к ним.
В условиях признания обществом гуманизации образования приоритетным направлением встает необходимость пересмотра его содержания, общей направленности на гармоничное развитие личности, проведение многоаспектных и широкомасштабных исследований.
Одним из важнейших средств решения этой проблемы является внеурочная работа с детьми. Особое значение приобретает она на современном этапе развития школы в свете решений реформы, которые определяют внеурочную работу как органический элемент всей системы обучения и воспитания учащихся.
Необходимость, своеобразие и большое значение внеурочной работы не раз подчеркивалось в работе известных педагогов: Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. Н. К. Крупская отмечала: «Внешкольная работа, конечно, должна быть тесно связана со школьной, но это своеобразная работа, которая должна организационно воспитывать ребят».
В. А. Сухомлинский писал: «Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков».
Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеурочной работы в деле обучения и воспитания учащихся в школе, учителя стараются уделять ей большое внимание. Правильное взаимодействие учителя с учащимися во внеурочное время способствует развитию и поддержанию интереса учащихся к учебе, воспитанию учащихся, расширению их кругозора, развитию их творческих способностей, эстетического вкуса, воображения, памяти и внимания, формированию у них самостоятельности, организованности, точности и аккуратности в выполнении порученных заданий и многое другое.
При правильном сочетании внеурочной работы с уроками обеспечивается большая гибкость и подвижность всей системы учебно-воспитательной деятельности в целом.
В процессе осуществления внеурочной работы могут достигаться различные цели в комплексе: воспитательные, познавательные, развивающие и обучающие.
От выбора формы внеурочной работы, от организации данной формы и ее содержания зависит, какая цель будет превалировать в каждом отдельном случае. При организации одного внеурочного взаимодействия будет ведущей познавательная цель, при подготовке и проведении другого - образовательная и т. д. Все вышесказанное определяет актуальность выбранной нами темы.
Целью исследования стало изучение методов реализации функций педагогического взаимодействия во внеурочное время с младшими школьниками.
Объектом исследования является процесс педагогического взаимодействия учителя с учениками.
Предмет исследования: педагогическое взаимодействие учителя во внеурочное время.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогической основы исследуемой проблемы;
2. Дать определение понятию педагогическое взаимодействие;
3. Изучить особенности педагогического взаимодействия во внеурочное время с детьми младшего школьного возраста;
4. Определить функции реализации педагогического взаимодействия;
5. Изучить современный опыт взаимодействия учителя с младшими школьниками во внеурочное время;
6. Провести опытно – экспериментальную работу и проанализировать ее результаты.
Методы исследования:
1. Изучение соответствующей методической, психологической и педагогической литературы в данной области;
2. Метод наблюдения, беседы;
3. Анкетирование и тестирование.
Практическая значимость исследования состоит в том, что она может служить опорным и методическим материалом учителям, занимающимся реализации функций педагогического взаимодействия; подобранный материал можно предложить к использованию студентами на практических и лабораторных занятиях.
Этапы исследования:
I этап – изучение представленных в литературе теоретических подходов к проблеме реализации функций педагогического взаимодействия во внеурочное время с младшими школьниками, определение методов реализации; определение цели и задач исследования, выбор методики исследования;
II этап – проведение исследовательской работы по педагогическому взаимодействию учителя с младшими школьниками во внеурочное время;
III этап – оформление выпускной квалификационной работы.
Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В введении обоснована актуальность проблемы, сформирован научный аппарат.
В 1 главе рассмотрены теоретические основы по педагогическому взаимодействию учителя с младшими школьниками во внеурочное время, рассмотрены методы педагогического взаимодействия, проанализированы идеи ведущих педагогов-исследователей.
Во 2 главе представлены результаты опытно – экспериментальной работы, проанализированы его результаты.
В заключении представлены выводы и рекомендации.
В библиографическом списке дана использованная в исследовании литература.
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
1.1. Цель, задачи, содержание педагогического взаимодействия
учителя в школе
В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова слово взаимодействие имеет два значения: 1. Взаимная связь явлений; 2. Взаимная поддержка. Причем первой частью этого слова является слово взаимо... со значением «первая часть сложных слов со значением взаимный». Взаимный – общий для обеих сторон, обоюдный; обусловленный один другим, связанный один с другим. Второй частью является слово действие, которое в толковом словаре раскрыто несколькими значениями: 1. Проявление какой – нибудь энергии, деятельность, а также сама сила, деятельность, функционирование чего – нибудь; 2. Результат проявления деятельности чего – нибудь, влияние, воздействие; 3. Поступки, поведение; 4. События, о которых идет речь; Часть драматического произведения; 6. Вид математического вычисления. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что под взаимодействием принимается результат проявления взаимной деятельности, взаимодействия. В свете нашего вопроса это будет взаимная деятельность между педагогом и учеником. Следует отметить, что одним из самых основных является видов педагогического взаимодействия является общение.
Общение - одна из форм взаимодействия людей в процессе их деятельности. Есть такие виды деятельности, в которых общение занимает ведущую, профессионально значимую позицию и переходит в категорию функциональную. Это и педагогическое общение, которое в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.
Общение - это сложный и многогранный процесс, который может выступать одновременно и как процесс взаимодействия личностей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их сопереживания и взаимопонимания.
В общении можно выделить две стороны: отношение и взаимодействие. Отношение и взаимодействие в общении - это как бы подводная, и надводная части айсберга, где видимая часть - серия речевых и неречевых действий, а внутренняя, невидимая - потребности, мотивы, интересы, чувства - все, что толкает человека к общению.
Общение, по своей сути - процесс не межиндивидуальный, а социальный. Социальность его не только в том, что оно обслуживает коллективную деятельность. Важнее другое - общение выражает или реализует общественные отношения. Это положение исключительно важно. Учитель в отношении учащихся воплощает собой требования общества, и относиться к детям он должен как к гражданам общества.
|