ВВЕДЕНИЕ
Задачей обучения иностранному языку в школе на современном этапе является не только формирование умений и навыков учащихся во всех видах речевой деятельности, но и гуманитарное развитие личности школьника, развитие навыков самостоятельной работы, расширение его общего кругозора, воспитание интереса к предмету, а также ориентация учебного процесса на новую модель – неформальное общение с учащимися.
В настоящее время наибольшее распространение в преподавании иностранного языка получило коммуникативное направление, эффективность которого доказана достаточно длительным практическим применением.
В коммуникативное направление включаются элементы интенсивного обучения, применяемые в школе. В литературе приводится большое количество характеристик / принципов интенсивности обучения.
Одной из них является личностно-ориентированное общение. Ученик может полно раскрыть свое «я», выступает не только в роли ученика, но и в других свойственных ему социальных ролях (сына / дочери, пионера, спортсмена, любителя и т.д.). Для этого важно, чтобы учитель был в курсе жизни своих учеников, знал о наиболее важных событиях, которые с ними произошли. Это необходимо, чтобы создать такую обстановку на уроке, которая позволила бы ученику поделиться своими радостями и неприятностями, своими проблемами и планами на будущее.
Необходимо также хорошо изучить интересы каждого ученика и учитывать их при организации общения. Учет интересов обучающихся создает мотивацию, стимулирует активность, позволяет ученику более полно раскрыть себя и обогащает других учащихся. Так, например, полезно изучать хобби учеников. Учитель выясняет, чем увлекаются его ученики, и предлагает рассказать о наиболее интересных и оригинальных увлечениях. Важно также установить области знания, наиболее привлекательные для обучающихся, в том числе и любимые предметы.
Перед детьми раскрываются новые области знания, о которых некоторые из них не знали, возникает желание знать больше, стать образованными.
Все вышеизложенное предполагает, что учитель иностранного языка должен тщательно продумывать каждую часть своего урока, использовать наиболее эффективные методы и приемы обучения. Коммуникативная обстановка подразумевает создание установки на общение с самого начала урока, включение всех учащихся в общение, психологический комфорт, доступность предмета речи и интерес к нему.
Отсюда актуальность проблемы эффективных методов организации речевой зарядки. Ведь речевая зарядка – это мобилизующее начало, являющееся стабильным звеном в структуре урока, оно во многом определяет успех урока. Как говорят англичане: A good beginning makes good ending. В отечественной педагогической литературе содержится достаточно материалов, посвященных речевой зарядке и развитию речевых умений в целом, обучению говорению. Проблема обучения диалогической речи рассматривалась В.Л. Скалкиным, Г.В. Роговой, И.Н. Верещагиной. Развитию инициативной речи посвящены труды С.Н. Заремской, А.А. Слободчикова. И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова работали над проблемой обучения говорению. Собственно речевой зарядке посвящена книга Н.С. Хаперского, которым разработаны комплексы речевых зарядок. Немало статей по данной теме содержится в журнале «Иностранные языки в школе». В то же время анализ имеющейся литературы показал, что существует недостаток практического материала в свете перехода к коммуникативному направлению преподавания.
С учетом вышеизложенного и анализа литературы сформулирована проблема исследования: каковы эффективные методы речевой зарядки. Раскрытие этой проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является развитие речевых умений у школьников.
Предметом исследования являются эффективные методы организации речевой зарядки.
Рабочая гипотеза исследования заключается в том, что речевые ситуации, различные задания на развитие речи являются эффективными методами организации речевой зарядки на уроках иностранного языка.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Раскрыть значение речевой зарядки, особенности развития речевых умений и методы организации речевой зарядки на разных этапах обучения.
3. Разработать практические рекомендации по использованию эффективных методов организации речевой зарядки.
Методы исследования: применялись теоретический сравнительный анализ, раскрытие сущности педагогических явления и естественный педагогический эксперимент.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе проведения уроков английского языка в средней школе № 48 г. Чебоксары.
Структура дипломной работы – состоит из введения, четырех глав, включая экспериментальную часть, заключения, списка использованной литературы.
I. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ГОВОРЕНИЯ
1.1. Принцип коммуникативной направленности
Значительное место в преподавании иностранного языка в настоящее время занимает повышение качества учебно-воспитательного процесса. Одним из путей его повышения мы видим в усилении коммуникативной направленности обучения. Это означает, что обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную и письменную коммуникацию, т.е. общение на изучаемом языке на протяжении всего курса. «Без коммуникативности ... нет современной методики»– читаем мы у В.Г. Костомарова, О.Д. Митрофановой.
Прежде всего, коммуникативная направленность обучения должна преследовать не обучение общению вообще, а обучение учебному речевому общению.
Речевое общение относится к наиболее сложным видам человеческой деятельности. Оно предполагает высокую степень речевой способности.
Деятельность учебного речевого общения, как представляется, обеспечивается владением учащимся так называемым коммуникативным минимумом.
Отталкиваясь от принципа коммуникативности, целесообразно выделить коммуникативный минимум, который основывался бы на грамматическом, лексическом и фонетическом минимумах и обеспечивал бы деятельность речевого общения учащихся. В качестве компонентов коммуникативного минимума можно выделить: 1) сферы общения, 2) темы и проблемы, подлежащие обсуждению, 3) типы ситуаций, 4) типы коммуникативных задач, 5) речевые действия для выделенных типов ситуаций, 6) минимум языковых средств, реализующих данные коммуникативные задачи в определенных ситуациях.
Тема регулирует и минимизирует речевое поведение собеседников. Сфера общения позволяет установить, где, когда, между кем может происходить общение, в какие социально-коммуникативные роли вступает человек. В.Л. Скалкин выделяет восемь сфер общения, характерных для любого современного языкового коллектива. В условиях школьного обучения репертуар ролей невелик. Это учитель–ученик, ученик–соученики, сын / дочь, мать / отец, покупатель – продавец, зритель – артист, врач – пациент и другие.
Во всех случаях возникает ситуация, включающая в себя тех, кто говорит, кому говорит, отражающая взаимоотношения говорящих, обстановку, в которой происходит речевой акт, тему. Иными словами, ситуация – это совокупность обстоятельств, побуждающих к речи в целях воздействия человека на других людей.
Типы ситуаций рассматриваются подробно В.Л. Скалкиным, Т.Е. Сахаровой, С.Ф. Шатиловым, А.А. Леонтьевым. А.А. Леонтьев, говоря о речевой ситуации, касается структуры речевого действия. Он определяет речевую ситуацию как «совокупность таких факторов предречевой ориентировки, которые являются константными в различных конкретных условиях ориентировки, и изменение которых влияет на изменение программы или операционной структуры речевого действия».
При обучении иностранному языку в школе создаются учебные ситуации.
|