Занятия проходят с использованием разнообразных видов игр и их фрагментов, с созданием игровых ситуаций и действий (посредством введения в контекст задания сказочного героя, например: Незнайки, Деда Буквоеда, Феи, Степашки и т.д.). В отдельных случаях в течение всего занятия создается «игровое поле». При этом единая сюжетная линия проходит через все этапы. Фронтальные логопедические занятия такого рода вызывают огромный интерес у детей, способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения в группе детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Первые успехи в чтении оказывают мощное психотерапевтическое воздействие на личность ребенка, стимулируют развитие познавательной деятельности. Овладев самыми элементарными навыками чтения, ребенок буквально выпрямляется на глазах: у него появляется самоуважение, подкрепленное положительными эмоциями родителей по поводу его успехов, уверенность в своих силах; резко возрастает познавательная активность; все психические процессы протекают на совершенно ином, качественно более высоком уровне.
Чувство благодарности ребенка к логопеду в связи с этим формирует устойчивое положительное отношение ребенка, как и к личности логопеда, так и к логопедическим занятиям. На таком эмоциональном фоне ребенок с удовольствием занимается артикуляционной гимнастикой, постановкой звуков, дыхания и т. д. – то есть деятельностью, требующей от него значительных волевых усилий.
Таким образом, ребенок обретает опосредованный через чтение путь к формированию и коррекции фонематической стороны речи, ее грамматического строя, обогащению словарного запаса.
Литература.
1. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). М. «Просвещение», 1978г.
2. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа детского сада)., М. 1993г.
3. Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М. «Просвещение» 1986г.
4. Каше Г.А. «Обучение грамоте детей с ФФН речи»,ж «Дефектология», №1, 1985г.
5. Ванюхина Г. «Речецветик», Екатеринбург, 1993г.
6. Глинка Г. А. «Буду говорить, читать, писать правильно», Санкт – Петербург, 1997г.
7. Лалаева Р.И. «Нарушение процесса овладения чтением у детей». М. «Просвещение», 1983г.
8. Волкова Л. С. «Логопедия». М. 1998г.
9. Никитин Б. «Интеллектуальные игры», М.1999г.
10. Волкова Л.С. , Селиверстов В. И. «Хрестоматия по логопедии», М. 1997г.
11. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит»,СПБ. 1997г.
12. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста», М. 1999г.
13. Барташникова И. А. Барташников А.А. «Учись играя», Харьков, 1997 г.
14. Ефименкова Л.Н., Садовников И. Н. «Исправление и предупреждение дисграфии у детей». М. «Просвещение» 1972г.
Игра «Угадай букву».
Цель: продолжить работу по закреплению целостного образа букв; развитие тактильного анализатора.
Игровой материал: набор карточек, на каждой из которых наклеена буква из бархатной бумаги.
Игровое задание: «Букву можно не только писать, но и потрогать. Попробуй пальчиками эту букву» (так ребенок «ощупывает» 2-3 буквы).
Затем ребенку предлагается закрыть глаза и на ощупь угадать какая буква перед ним.
Игра «Лото с буквами».
Цель: закрепление целостного образа букв.
Игровой материал: карточки с буквами, таблицы, фишки.
Таблицы делятся между играющими. Карточки с буквами перемешивают и кладут стопкой. Затем карточки с буквами выкладывают, а играющие, на таблицах которых есть соответствующие буквы, ставят на эти клетки фишки.
Короткий вариант игры: игрок выигрывает, если у него заполнен столбик (или строка).
Длинный вариант игры: для выигрыша нужно заполнить фишками все клетки таблицы с буквами.
Игра «Замаскированная буква».
Цель: продолжение работы по закреплению восприятия целостного образа буквы в условиях зашумления.
Игровой материал: карточки с буквами, узнавание которых затруднено из-за различных линий, штрихов и так далее.
Игровое задание.
«Жил – был злой король. Он решил спрятать от детей буквы так, чтобы никто не смог их узнать. Попробуй, может, ты сможешь угадать какая буква здесь замаскировалась».
|