Ведение
Выбор темы вызван насущной потребностью в разных сферах человеческого развития иметь представление о психологических аспектах человеческой индивидуальности и его возрастного развития в пространстве малого города.
Возраст — конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей (поэтому они называются типологическими). Возрастные психологические особенности обусловлены индивидуальными и конкретно-социальными условиями, в которых развивается человек, наследственностью и в некоторой степени — характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида, которые в основном лишь оказывают влияние на временные сроки перехода от одного возраста к другому.
Для каждого возраста существует своя специфическая социальная ситуация развития, т. е определенное соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста.
Советские психологи внесли весомый вклад в разработку указанных проблем. Этой проблематикой занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев Л. И. Божович, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. Р. Лурия и многие другие. Больше всего внимания они уделяли разработке психологической теории детского развития. Причем именно Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Л. И. Божович внесли наибольший вклад в ее разработку. Поэтому мы будем далее опираться главным образом на их работы. Д. Б. Эльконин представил концепцию психического развития, в которой объединил две линии: собственно личностное развитие детей с рождения и до окончания средней школы и социально-обусловленная среда, под которым мы в своей работе будем понимать развитие личности ребенка в пространстве малого города. Согласно его теории, развитие ребенка и его личности идет в русле взаимодействия личностных образований и социальных условий, в которых растет ребенок.
Таким образом, целью нашего исследования является изучение развития личности ребенка в пространстве малого города.
Объектом изучения выступают особенности развития ребенка
Предметом изучения – развитие ребенка в пространстве малого города.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблематике.
2. Дать понятие о развитии личности ребенка и его социализации
3. Рассмотреть исследование проблемы развития личности ребенка в воспитательном пространстве малого города в научной литературе
4. Провести исследование особенностей развития личности ребенка в пространстве малого города
Глава 1. Теоретические основы развития личности ребенка
1.1. Понятие о развитии личности ребенка и его социализация
Развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграцию в ней.
Если социальная среда, в которую входит личность, относительно стабильная, то развитие личности в ней подчинено внутренним психологическим закономерностям. В этом случае индивид закономерно проходит три фазы своего становления в ней как личности. Первая фаза становления личности ребенка предполагает усвоение действующих в социальной общности, в которую он входит, норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности (адаптация). Субъект, входя в новую социальную общность, не может осуществить свою потребность проявить себя как личность раньше, чем он освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные и др.) и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. У него возникает объективная необходимость «быть таким, как все». Это достигается за счет той или иной субъективно переживаемой утраты своих индивидуальных черт. В некоторых случаях объективно
|