1434. Социально-педагогические аспекты самосовершенствования личности в условиях учреждения дополнительного образования
Диплом |
22.06.2010, 15:00
Стоимость 3500. Год 2010.
Содержание
Введение 3
Глава 1 Социально-педагогические аспекты самосовершенствования личности как проблема исследования 8 1.1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме самосовершенст-вования личности в условиях учреждения дополнительного образования 8 1.2. Сущность и содержание понятия " социально-педагогическое самосовершенст-вование личности" 14 1.3. Анализ практики социально-педагогического самосовершенствования личности в условиях Детского оздоровительно-образовательного центра 23
Глава 2 Обоснование модели самосовершенствования личности в условиях учрежде-ния дополнительного образования 28 2.1. Характеристика модели процесса самосовершенствования личности в условиях Детского оздоровительно-образовательного центра 28 2.2. Критерии оценки эффективности самосовершенствования личности в условиях Детского оздоровительно-образовательного центра 39 2.3. Программа опытно - экспериментальной работы по самосовершенствования личности в условиях Детского оздоровительно-образовательного центра 47
Глава 3 Пути повышения эффективности самосовершенствования личности в усло-виях учреждения дополнительного образования 58 3.1. Личностно-ориентированный подход Детского оздоровительно-образовательного центра 58 3.2. Включение учащихся в социально значимую деятельность 64 3.3. Взаимодействие родителей и учреждения дополнительного образования в вопро-сах самосовершенствования личности 68
Заключение 75 Список использованной литературы 80 Приложение 85
Глава 1 Социально-педагогические
аспекты самосовершенствования личности как проблема исследования.
1.1. Анализ отечественной и
зарубежной литературы по проблеме самосовершенствования личности в условиях
учреждения дополнительного образования
В условиях модернизации деятельности учреждений дополнительного
образования возникла и начала обсуждаться новая система ценностей и целей
образования, основанная на идеях личностно-ориентированной педагогики, которая предусматривает рассмотрение воспитанника не как объекта, получающего знания и
приобретающего систему умений и навыков, а как самоценного субъекта, при этом
осуществить такую работу может только педагог способный к постоянному самосовершенствованию с учетом личных мотивов,
интересов, способностей и личностных смыслов [28].
Проблема самосовершенствования личности изучается представителями многих
научных дисциплин – социологии, истории, философии, психологии, юриспруденции и
др, а ученые, занимающиеся изучением этой проблемы, принадлежат к различным
школам и направлениям, но несмотря на это выявляется и общая тенденция в их
подходах [40]. Самосовершенствование личности в разнообразных концепциях
рассматривается в контексте взаимного влияния индивидуальных особенностей
человека и социокультурной среды в процессе социализации и (или)
профессионализации, где под влиянием целей и условий труда складывается
профессиональный тип личности с характерными для него манерой деятельности,
общения и поведения, интересами, установками и традициями. Профессиональный тип
не является застывшим, а процесс самосовершенствования личности совершается
непрерывно, и любые изменения в процессе профессионального становления могут
повлиять на ее развитие [28].
В философской и психолого-учебной
литературе проблема самосовершенствования личности
рассматривается в контексте постоянного движения (самодвижения), непрерывного
развития, образования личности, при этом подчеркивается, что процесс
образования должен быть непрерывным [40]. Согласно многим ученым (Асмолов А. Г. [5], Борисова Е. М.
[6], Быстрова Л.П. [7], Гончар М. [9], Горский В.А., Журкина А.Я. [10], Евладова
Е. Б. [15], Пряжников Н. С. [35], Сарсенбаева Б. И. [41], Эйр Л., Эйр
Р. [44]) основным условием современных учреждений дополнительного
образования является высокий уровень саморазвития, самообразования. Согласно
исследованиям Е. Б. Евладова,
Л. А. Николаева, и др. [17] самосовершенствования личности в
условияхучреждения
дополнительного образованиярассматривается как общее понятие, включающее
в себя самообразование, самовоспитание самосовершенствование и самореализацию,
где саморазвитие учащегося – это сознательный, целенаправленный процесс с целью
эффективной самореализации на основе диагностики и самодиагностики, и развития его
педагогических умений, возможностей.
Положение о том, что ученик - это не только объект, но и субъект воспитания,
является тем фундаментом, на котором основывается как обучение, так и
формирование личностных качеств учащихся. Вот почему первостепенной задачей
учебной и воспитательной работы является развитие и поддержание высокой
активности школьников в познавательной, трудовой и нравственно-эстетической
деятельности. В этой связи П.П. Блонский видел задачу учителя в том, чтобы не
так дать образование и воспитание, как развить способности к самообразованию и
самовоспитанию. "Мы должны.., - писал он, - воспитывать человека,
способного создавать свою собственную жизнь,способного к самоопределению. Воспитываться
- значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой
жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его" .
Несколько иными словами эту же мысль высказывал психолог С.Л.
Рубинштейн:"Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним
условием собственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в
каждом сколько-нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков
и поступков других людей... Успех работы по формированию духовного облика
человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание
оказывается в состоянии ее стимулировать и направлять" .
Приведенные суждения позволяют сделать вывод о том, что правильно
поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование
активности растущей личности в работе над собой, есть побуждение ее к
собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря, уже в процессе
воспитания имеет место самовоспитательная работа учащихся. Но эта работа
обусловливается и стимулируется специально организуемым воспитательным влиянием
учащихся . Педагоги ставят воспитательные задачи, формируют у учащихся
соответствующие потребности (активность), включают их в деятельность и таким
образом побуждают их работать над собой.
Во многих случаях люди, в том числе и многие школьники, сами
ставят перед собой определенные задачи по собственному развитию и самосовершенствованию,
намечают пути их решения и, побуждаемые внутренним стремлением, начинают
настойчиво добиваться поставленной цели. Примеров тому в истории
множество-Демосфен, известный древнегреческий оратор, еще юношей мечтал
овладеть искусством публичного выступления, но первое же из них закончилось
полным провалом. Его освистали, потому что он имел слабый голос, был
косноязычен... Другой на его месте оставил бы свои честолюбивые мечты. Но
Демосфен поступил по-другому. Он разработал целую систему упражнений и стал
упорно овладевать ораторским искусством. Уединяясь, он тренировал свой голос,
отрабатывал жесты. Чтобы избавиться от косноязычия, подкладывал под язык мелкие
камешки и произносил импровизированные речи. Упорство и воля позволили
Демосфену достичь поставленной цели: он стал выдающимся оратором [13].
Большое значение самовоспитанию придавал Л.Н. Толстой. В
юности он завел дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их