1435. Сравнительный анализ восприятия личности воспитателя старшими дошкольниками и их родителями
Диплом |
22.06.2010, 15:02
Стоимость 3500. Год 2010.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект вопроса взаимоотношений воспитателя со старшими дошкольниками и их родителями 8 1.1. Психологические особенности дошкольного возраста 8 1.2. Особенности межличностных отношений дошкольников со взрос-лыми 14 1.3. Специфика детско-родительских отношений в дошкольном возрас-те 25 1.4. Личность воспитателя. Профессионально-педагогическая культура педагога ДОУ 31
Глава 2. Анализ восприятия личности воспитателя старшими дошколь-никами и их родителями 40 2.1. Организация и методы исследования 40 2.2. Анализ полученных результатов 44 Заключение 64 Литература 67 Приложение 71
Глава 1. Теоретический
аспект вопроса взаимоотношений воспитателя
со старшими дошкольниками и их родителями
1.1. Психологические особенности дошкольного возраста
В дошкольном возрасте перестраиваются вся психическая
жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру, суть которой, заключается в
том, что у дошкольника возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция
поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется
извне – взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте
ребенок сам начинает определять собственное поведение. Советский психолог А. Н.
Леонтьев дошкольное детство называл периодом первоначального и фактического
складывания личности – «Это период первоначального фактического склада
личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы
развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и
отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем
новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, что период
дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических
механизмов личности, он так важен» [27].
Смирнова Е. О. отметила,
что вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему мируперестраиваются в этом возрасте, суть, которой
заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция
поведения [40].
Дошкольный возраст
Согласно Д. Б. Эльконину, вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого
человека, его функций и его задач, взрослый в свою очередь выступает в
обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных
отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т.п.) [43]. По мнению автора именно
в процессе развития отношений между ребенком и взрослым и дифференциации всех
видов его деятельности происходит возникновение и развитие соподчинения мотивов,
усвоение этических норм, формирование личного сознанияи развитие произвольного поведения [43].
Л. Ф. Обухова
отмечает, что условия жизни дошкольника, изменение требований к нему со стороны
взрослых, растущие возможности познания, а также изменение типа ведущей
деятельности усложняют и структуру личности ребенка [33]. Это прежде всего связано с
тем, что на всем протяжении дошкольного возраста происходит соподчинении (иерархии) мотивов, в
качестве которых могут выступать и содержание самой деятельности, и ее общественное
значение, успех и неуспех в ее проведении, самооценка и получение группового
признания. Согласно автору у разных детей на первый план могут выступать самые
разные мотивы, подчиняя себе остальные и организуя деятельность ребенка.
Л. С.Выготский в свою очередь отметил, что перестройка мотивационной сферы
связана и с усвоением ребенком морально-этических
норм и начинается оно с формирования диффузных оценок, на основании которых дети разделяют все
поступки на «хорошие» или «плохие» [10]. Согласно автору первоначально
непосредственное эмоциональное отношение к человеку нераздельно слито в
сознании ребенка с нравственной оценкой его поведения, поэтому младшие
дошкольники не умеют аргументировать свою плохую или хорошую оценку поступка
литературного героя, другого человека, а вот старшие дошкольники уже связывают
свою аргументацию с общественным значением поступка [9].
Многими учеными (Абрамова Г. С. [2], Божович Л. И. [5], Выготский, Л. С.
[10], Запорожец, А. В. [15] и др.) отмечают, что среди всех достижений
психического развития ребенка в дошкольном возрасте в качестве главного обычно
выделяют произвольность, т.е.
способность управлять своими действиями, контролировать их, и при этом главной
чертой произвольного и волевого действия является его осознанность. По мнению А. Н. Леонтьев без осознания своих
действий невозможно управлять ими и контролировать их, так как импульсивность и
неуправляемость поведения дошкольников объясняется, как правило, его
неосознанностью – дети не замечают, не знают и не осознают, что они делают [27].
Таким образом, формирование осознанности действий дошкольников должен быть первым
и главным шагом в воспитании произвольного поведения дошкольников.
В становлении
осознанности поведения ребенка по мнению многих психологов (Абрамова Г. С. [2],
Божович Л. И. [5], Выготский, Л. С. [10], Запорожец, А. В. [15], Эльконин
Д. Б. [43] и др.) принадлежит речи и речевому общению со взрослым,
важнейшей функцией которой является то,
что она является средством преодоления актуально воспринимаемой ситуации и связывает
действия ребенка во времени, благодаря чему становится возможным «действовать в
будущем», т. е. планировать свое поведение. Согласно авторам необходимость
сформулировать свои намерения является для ребенка толчком к тому, чтобы
осознать ситуацию и собственные действия в ней. Речь выступает как фактор,
мобилизующий опыт ребенка [43].
В. М. Минаева
в свою очередь отмечает, что решающее значение речи как средства овладения своим поведением
доказывается также фактами из патологии речи, например, при афазии
(расстройстве или утрате речи) полностью утрачивается способность к
произвольности – конкретная ситуация целиком овладевает действиями больного, а
планирование и организация своего поведения во времени становятся невозможными [30].
М. И. Лисина полагала,
что высшим достижением развития общения в дошкольном возрасте является внеситуативно-личностная форма, содержание,
которого выходит за пределы конкретной
ситуации взаимодействия и касается человеческих качеств, отношений и поступков.
Согласно автору именно такое общение является решающим условием преодоления
ситуативности в поведении дошкольников и становления саморегуляции [28].
По мнению М. И. Лисиной к тому же не всякий разговор на личностные темы –
когда взрослый спрашивает, а ребенок отвечает – может быть условием и фактором
формирования произвольного доведения, оно
должно активизировать работу сознания ребенка, побуждать его посмотреть на себя
со сто