1436. Исследование мотивов удовлетворенности дошкольным учреждением у детей старшего дошкольного возраста и их родителей
Диплом |
22.06.2010, 15:05
Стоимость 3500. Год 2010.
СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1. Теоретический аспект вопроса мотивации в психолого-педагогической литературе 7 1.1. Роль дошкольного учреждения в развитии ребенка, функции ДОУ. 1.2. Содержание и сущность понятия мотивации 16 1.3. Особенности мотивации в дошкольном возрасте 124
Глава 2. Исследование особенностей мотивов удовлетворенности дошко-льным учреждением у детей старшего дошкольного возраста и их роди-телей 33 2.1. Организация и методы исследования 33 2.2. Анализ полученных результатов 37
Заключение 59 Литература 62 Приложение 66
Глава 1. Теоретический аспект вопроса
мотивации в психолого-педагогической литературе
1.1.Роль дошкольного
учреждения в развитии ребенка, функции ДОУ.
Роль дошкольного учреждения в развитии ребенка огромна, так как именно
оно выполняет важную функцию – целенаправленное руководство духовным развитием
ребенка, подготовкой его к жизни и труду в обществе, а в широком смысле
включает в себя весь процесс формирования личности и влияние на всего уклада
жизни, а также обучения и образования.
Воспитание в дошкольном учреждении предусматривает комплекс физического,
умственного, нравственного, трудового, эстетического развития ребенка. Однако
соотношения между этими сторонами развития в дошкольной педагогике несколько
иные, чем в педагогике школьного возраста: физическое воспитание детей до 7 лет
выступает на первый план, а умственное воспитание, хотя и играет важную роль,
не может занимать такое место, как в школе. В дошкольном возрасте закладываются
основы характера человека, но детям еще недоступна система понятий, идей,
лежащих в основе нравственного воспитания. Привитие трудолюбия рассматривается
как метод воспитательного воздействия: развитие самостоятельности, радостный
труд по уходу за растениями, животными, помощь старшим, самообслуживание.
Важное значение в этом возрасте придается эстетическому воспитанию, формированию
художественного вкуса. Все 5 видов воспитания проводятся в основном в форме
игры, интересных специальных занятий с детьми в соответствии с возрастными
особенностями .[23]
Физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание
осуществляются параллельно. Все эти линии развития настолько связаны между
собой, что проводимое специальное занятие не может отвечать задачам только,
например, умственного или нравственного воспитания. Проводя с дошкольниками
праздник 1 Мая, мы говорим им о дружбе народов — нравственное воспитание, о
весне и цветах — эстетическое воспитание, дети читают стихи — умственное
воспитание, с ними проводится подвижная игра — физическое воспитание.
Воспитание детей ведется на основе научных методовипринципов:последовательно —
отлегкогок трудному, от простого к сложному, от
близкого к далекому, от конкретного к абстрактному. В дошкольной педагогике
используют определенные методы: наблюдение, естественный педагогический эксперимент,
изучение дневников родителей и воспитателей по наблюдению за детьми, беседы с
детьми и их родителями, изучение произведений детского творчества, а также
различные виды контроля за физическим и нервно-психическим развитием ребенка
[23].
Физическое воспитание — это целостная система, в которой сочетаются
охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его
полноценное физическое развитие. Физическое воспитание направлено на
своевременное формирование у детей двигательных навыков, умений, физических
качеств: развития интереса к различным доступным ребенку видам двигательной
деятельности и положительных нравственно-волевых черт личности.
Как известно, недостаточная двигательная активность (гиподинамия) очень
распространена среди взрослого населения развитых стран. При этой болезни века
возникает нарушение деятельности всех систем организма. К сожалению, такое
состояние все чаще встречается и у детей дошкольного возраста, которые в первые
годы жизни мало ходят, так как родители вместо прогулки возят их в прогулочных
колясках, более старшие длительное время проводят у телевизора. В результате
нарушается процесс нормального развития, возникают качественные изменения
обмена веществ, среди которых самая частая патология — это нарушение жирового
обмена [23].
Большую роль в борьбе с гиподинамией и в общем развитии ребенка играют
занятия физкультурой, подвижные игры, особенно если они проводятся во время
прогулок на свежем воздухе. Такие прогулки с физиологической точки зрения
можно рассматривать как сложный комплексный раздражитель, благотворно
действующий на все анализаторы, способствующий развитию и совершенствованию
функций организма.
Двигательная активность тонизирующее действует на центральную нервную
систему ребенка. При движениях импульсы от работающих мышц по нервным волокнам
достигают подкорковых центров, а оттуда происходит активизирующее воздействие
на клетки всех областей коры головного мозга. При снижении двигательной
активности воздействие импульсов от работающих мышц на кору происходит
недостаточно. Это в свою очередь приводит к изменениям регулирующей функции
мозга, в частности нарушается регуляция деятельности сердечно-сосудистой и
других систем организма [23].
Усиленная работа мышц обеспечивает также условия для повышения обмена
веществ, что способствует росту организма (усиливается выделение гормона роста
гипофизом). Физические упражнения влияют и на эмоциональное возбуждение.
Мышечная работа снижает нервное напряжение и возникшие при этом отрицательные
эмоции. При двигательной активности повышается частота дыхания, что улучшает
степень насыщения крови кислородом.
Наблюдения, проводимые учеными, показали, что дети, раньше начавшие
самостоятельно ходить, отличаются более быстрым совершенствованием речи.
Дальнейшие длительные наблюдения за этими детьми выявили более высокие
показатели учебной деятельности их в школе.
Мощным средством укрепления здоровья и правильного физического развития
является закаливание. Выдающиеся отечественные врачи, общественные деятели и
педагоги подчеркивали важную роль закаливающих процедур в профилактике
заболеваний. Первая книга в России о закаливании детского организма Г. Н.
Сперанского была опубликована в 1910 г. В дальнейшем были разработаны
физиологические основы метода и правила закаливания ребенка с раннего возраста
[23].
Основными условиями проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий
являются постепенность, систематичность, последовательность,