1457. Физическое воспитание как средство укрепления здоровья детей раннего возраста
Диплом |
22.06.2010, 01:13
Стоимость 3500. Год 2010.
Содержание Введение 3
Глава 1. Теоретические основы укрепления здоровья детей дошкольного возраста в системе физического воспитания 11 1.1. Общее понятие о формировании физической, гигиенической, нрав-ственной культуры детей как средства укрепления здоровья 11 1.2. Научное обоснование педагогических основ физического воспитания детей в трудах отечественных исследователей 16 1.3. Современные концепции и программы сохранения и укрепление здоровья детей в системе физического воспитания 23 1.4. Особенности психолого-физиологического и личностного развития детей раннего возраста. 27
Глава 2. Организация и содержание экспериментального исследования изучаемой проблемы 31 2.1. Теоретическое обоснование, цель и задачи экспериментального ис-следования 31 2.2. Описание состава участников, места проведения и организаторов практического исследования проблемы 33 2.3. Методическое обеспечение, организация, результаты и выводы ис-следования 33
Глава 3. Повышение эффективности педагогической работы по укреп-лению здоровья детей раннего возраста в системе физического воспита-ния 48 3.1. Обучение детей различным видам двигательной активности 48 3.2. Оздоровительно-развивающая направленность режима дня в систе-ме физического развития и укрепления здоровья детей 66 3.3. Приобщение семьи к решению оздоровительно-воспитательных за-дач в системе физического воспитания детей 65 3.4. Ключевые позиции воспитания дошкольного образовательного уч-реждения как организатора укрепления физического здоровья детей 70 Заключение 79 Список использованной литературы 82
Глава 1. Теоретические основы
укрепления здоровья детей дошкольного возраста в системе физического воспитания
1.1. Общее понятие о формировании
физической, гигиенической, нравственной культуры детей как средства укрепления
здоровья
Здоровье является базовой потребностью человека. Согласно
многим педагогам (Эрих Баллингер [1], А. А. Бланин [2], Козырева О. [9], М.
Рунова, М. Пукинская [22], Е. О. Смирнова [23], К. Утробина [27], А. И. Фомина
[29], В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина [30], А. П. Щербак [31] и др.) важно
учитывать состояние как физического, соматического, так и психологического и
духовного здоровья ребенка. При этом физическое здоровье создает основу для
осанки, правильного развития статики, локомоций, роста и веса. Соматическое же
здоровье определяет становление, развитие и функционирование всех систем
организма, его внутренних органов. Психическое здоровье обеспечивает
целостность восприятия окружающей действительности, адекватность реакций на ее
предметы и явления, а также на отношение человека к себе и к окружающим его
людям. Духовное здоровье включает в себя нравственный потенциал человека и
обеспечивает сущностную составляющую его жизни.
Согласно В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермаку, В. А. Шишкиной формирование
гигиенической культуры акцентирует внимание всех участников воспитательно-педагогического
процесса на углубленное внимание к соматическому здоровью подрастающего
поколения и на выработку взаимосвязи в гармоничном развитии и взаимодействии
всех указанных аспектов здоровья – физического, соматического, психического и
духовного [30].
По мнению М. Руновой, М. Пукинской работа по формированию
физической гигиенической и нравственной культуры предполагает создание условий
в течение всего периода пребывания детей в дошкольном учреждении для охраны,
укрепления и совершенствования здоровья воспитанников детского сада и
формировании у них представлений о роли здоровья в жизни человека и потребности
быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, владеть средствами сохранения и
укрепления здоровья, что особенно значимо для последнего года пребывания
ребенка в детском саду [22].
В. А. Ковалевский писал, что задача укрепления
здоровья детей является значимой для всех сотрудников детского сада.
Ответственность за организацию укрепляющего здоровье воспитания и обучения
лежит на руководителе дошкольного учреждения. В первую очередь в детском саду
создаются условия для полноценной реализации укрепляющих здоровье технологий на
основе подбора оптимальных режимов функционирования учреждения, создания
необходимой материально-технической базы и подбора педагогических методов,
направленных на формирование у детей представлений о своем здоровье и привитие
навыков его укрепления каждому ребенку. Особую роль во внедрении таких
технологий в педагогическую практику играет профессиональное взаимодействие
всех сотрудников дошкольного учреждения [8]. Это касается педагогических
охранительных режимов, организации детского питания и режима проветривания, соблюдения
необходимых санитарно-гигиенических условий, повышения дыхательной и
двигательной активности детей, учета индивидуальных особенностей воспитанников,
контроля за состоянием их здоровья, создания психологически комфортных условий
воспитания и общения детей и взрослых.
Работа, проводимая в направлении формирования физической гигиенической и нравственной
культуры, по мнению О. Козыревой призвана закрепить у детей образ «Я». Дети
учатся понимать и принимать свои физические, нравственные возможности, сильные
и слабые стороны личности [9].
В их сознании закрепляются представления о значении
культурно-гигиенических навыков в жизни человека; закладываются представления о
целостности организма человека, о взаимосвязях в деятельности систем организма
и о взаимоотношениях человека с окружающим миром.
Согласно Е. О. Смирновой ребенок познает себя через
общение с окружающими людьми, наблюдая за их повседневной жизнью и деятельностью.
Создавая технологии, укрепляющие здоровье, нужно помнить, что общение взрослого
с детьми создает основу для формирования у них эталонов позитивного отношения к
своему здоровью. При этом создаются предпосылки для адекватного реагирования на
те или иные жизненные ситуации и поступки, которые либо способствуют укреплению
здоровья и самочувствия, либо наносят им урон [23].
В целом в ходе работы по данному направлению
происходит знакомство ребенка со своими внутренними потребностями и
возможностями, с элементарными навыками ухода за своим телом.
В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина отмечают, что
в содержании работы в направлении физической гигиенической и нравственной
культуры детей знакомят с основными средствами познания мира – зрением, слухом,
кожной и мышечной чувствительностью, обонянием, вкусовыми ощущениями. Путем
практических упражнений дети постигают особенности этих ощущений, учатся им
доверять и использовать в повседневной практике, фиксируют в речи свои
ощущения. Кроме того, воспитателями создаются специальные ситуации для
накопления индивидуального чувственного и эмоционального опыта, который
закладывает основы представлений детей о различных чувствах и их проявлениях в
поведении и в отношениях с окружающими людьми [30].