1458. Сенсорное воспитание как важное составляющее звено умственного развития дошкольника
Диплом |
22.06.2010, 16:37
Стоимость 3500. Год 2010.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические психолого-педагогические основы сенсорного воспи-тания как части умственного развития дошкольников. 10 1.1. Сущность сенсорного воспитания как важного звена в умственном вос-питании и развитии детей. 10 1.2. Многообразие подходов отечественных и зарубежных учёных-психологов и педагогов к исследованию проблемы сенсорной культуры. 19 1.3. Отражение идей сенсорного воспитания в современных концепциях и программах дошкольного воспитания. 25
Глава 2. Пути развития и воспитания чувственного познания детей в различ-ных видах деятельности. 31 2.1. Эстетическое воспитание как средство обогащения сенсорного опыта дошкольников. 31 2.2. Роль сенсорного воспитания в изобразительной деятельности умственно-го развития детей. 34 2.3. Чувственное познание окружающего мира в сенсорном воспитании и ум-ственном развитии детей. 45 2.4. Дидактическая игра в сенсорном воспитании и развитие мыслительных операций. 51
Глава 3. Экспериментальная работа по проблеме организации сенсорного воспитания дошкольников как важного средства умственного развития до-школьников. 56 3.1. Характеристика состава участников и организаторов эксперимента, тео-ретическое обоснование и основная цель проведения исследования. 56 3.2. Организация практического исследования, задачи, описание применяе-мых методик, результаты и выводы. 68
Заключение 85 Литература 87 Приложения 91
Глава 1. Теоретические
психолого-педагогические основы сенсорного воспитания как части умственного
развития дошкольников.
1.1. Сущность сенсорного воспитания
как важного звена в умственном воспитании и развитии детей.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование
полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания
мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного,
физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня
сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит,
видит, осязает окружающее.
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования
психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности
дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового,
тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий,
что в свою очередь определяет умственное воспитание и развитие детей.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее
развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори,
О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические
игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов советской
теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки
нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами
предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований.
По мнению многих педагогов и психологов (А. В.
Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддъяковым и
др.) сенсорное
воспитание ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о
внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в
пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного воспитания
вдошкольном детстве трудно переоценить.
Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности
органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся
зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори,
О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики
и психологии (Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.)
справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение
полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного
воспитания.
Анализ педагогической литературы второй половины XX столетия показал, что
проблемами сенсорного воспитания детей дошкольного возраста занимались Ш.А.
Абдуллаева, М.Ю. Кистяковская, Н.С. Карпинская, Э.Г. Пилюгина, Е.А. Радина,
А.М. Фонарев, С.В. Фонарева и др.
В результате многолетней работы педагогов, психологов было доказано, что
в дошкольном возрасте происходит активное созревание психических процессов,
интенсивное развитие умственных и сенсорных способностей. Именно поэтому
сенсорное воспитание и развитие являются важнейшими направлениями формирования
личности ребенка (В.М. Бехтерев, Е.Г. Бибанова, Е.К. Кричевская, И.А.
Сикорский, Н.Л. Фигурин и др.).
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного
развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как
полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском
саду, в школе, и для многих видов труда.С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на
основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому
нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Дети дошкольного возраста развивают свои сенсорные способности в следующих
видах деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Важно согласовать содержание сенсорного воспитания с содержанием детской
деятельности. Содержание сенсорного воспитания расширилось в плане ознакомления
ребенка не только с единичными сенсорными признаками предметов, но и со
способами обследования вещей и сопоставления их особенностей с выработанными
системами сенсорных эталонов [2].
Большое значение для повышения качества воспитательно-образовательной
работы в дошкольном образовательном учреждении, подготовки детей к успешному
обучению в школе имеет формирование у них познавательной деятельности,
осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребенка.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие
у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий у детей происходит
очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах легче
формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и
слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими
предметами.
Таким
образом, сенсорное воспитание, с одной стороны, составляет
фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой –
имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым
для успешного овладения многими видами деятельности. Наибольшее значение