Введение
В настоящее время, в условиях изменения не только во всей системы образования, и общества, в целом большое значение имеет формирование творческой личности, способной решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. В связи с этим одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений является развитие у детей творческих способностей на основе знаний и учета его возрастных и индивидуальных особенностей.
Анализ психологической литературы показал, что под творческими способностями понимается присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта [12].
Проблемой развития творческих способностей занимались Брушлинский А.В., Выготский Л.С. Дьяченко О.М., Леонтьев А.Н., Натадзе Р.Г., Никифоров О.И., Страхов И.В., Якобсон П.М. и др. В результате, проведенных ими исследований, были выявлены факторы и условия, влияющие на развитие творческого воображения.
Однако сложившиеся и традиционно существующие у нас системы дошкольного воспитания и школьного обучения фактически не содержат в себе (или содержат в крайне недостаточной степени) специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие у детей творческих способностей. В этих условиях их творческие способности развиваются (в основном лишь) стихийно и в результате, как правило, не достигают высокого, а нередко даже и удовлетворительного уровня своего развития.
Основным и наиболее радикальным средством выхода из создавшегося положения, конечно же, является коренное изменение содержания и методов обучения, их специальная ориентация на развитие у детей способности к творчеству.
Таким образом, актуальность проблемы вызвана потребностью общества в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Проблема исследования, каковы условия обеспечивающие эффективность формирования творческих способностей в речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования являются творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является процесс формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в речевой деятельности
Гипотеза исследования строиться на предположении о том, что русские народные сказки позволяют развить творческие способности в речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста, если соблюдать следующие условия:
1) создание эмоционально – благополучной атмосферы в группе детского сада;
2) обеспечение гарантии свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;
3) осуществление специальной работы, проводимой педагогом по развитию творческих способностей старших дошкольников в речевой деятельности;
Целью данной работы явилось выявление роли русских народных сказок в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в речевой деятельности
Для решения поставленной цели выдвигались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Выявить особенности развития творческих способностей в речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дошкольного учреждения
3. Составить программу и апробировать по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в речевой деятельности посредством русских народных сказок.
Методы исследования: методы теоретического анализа, методы количественной и качественной обработки данных, изучение и обобщение педагогического опыта.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
База исследования: исследование проводилось на базе детского дошкольного учреждения №10 «Сказка» г. Алатыря ЧР. В экспериментальном исследовании приняло участие 36 ребенка в возрасте 5-6 лет.
|