Введение
Ключевой фигурой реформируемой образовательной системы выступает учитель как творец педагогического процесса, как носитель и субъект общей и профессиональной культуры. Так возникает проблема обновления педагогического образования - его идеологии, содержания, технологии.
Давно замечено, что педагогическое образование принимает оптимальный вид, если в его целостной структуре достигнуто динамическое равновесие двух основных процессов - функционирования и развития. Между тем у нас все еще сохраняется приоритет функционирования в ущерб развитию. Процесс развития педагогического образования до сих пор несопоставим по всем позициям с процессом функционирования и воспроизводства сложившейся системы, что приходит в противоречие с кардинальными изменениями социокультурной и экономической ситуации в стране. На фоне псевдодемократической риторики произошло отчуждение учителя от общества, от культуры, от школы, от ребенка. Катастрофически сократились "капвложения в человека". Государство все более уходит из образования, хотя инвестиции в человека, а значит, в его обучение, воспитание и развитие, могут вывести страну из тупика, предотвратить разруху, спасти реформы [1].
В этой системе координат высшую цель педагогического образования составляют профессионально-личностное развитие и саморазвитие учителя. На личностном уровне учитель уже не может быть истолкован как персонификация нормативной деятельности. Он становится активным субъектом, реализующим в педагогической профессии свой способ жезнедеятельности. Речь идет о таком уровне внутренне детерминированной активности, при которой педагог оказывается в состоянии поступать независимо от частных ситуаций и обстоятельств, вырабатывать собственную стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности.
Таким образом, высшая педагогическая школа призвана образовать личность гражданина, искренне озабоченного судьбой России, человека гуманистической, духовно-нравственной ориентации; педагога, владеющего современным знанием ребенка и умеющего с ним работать; специалиста в одной из областей науки, способного видеть ее в системе современного знания и культурной практики, такова современная идея отечественной педагогической науки.
1. Теоретико-методологический анализ роли педагогической науки в современном образовании
Итоговым результатом педагогического образования является формирование у будущего учителя профессиональной культуры, которая представляет собой систему общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности. Наличие такой культуры позволяет учителю погружаться во внутренний мир школьника, изучать и диагностировать уровень развития воспитанников, открывать перед ними новые пласты духовной жизни человечества. В свете сказанного профессиональное становление учителя можно трактовать как самоопределение личности в культуре.
Теоретико-методологический анализ приводит к выводу, что содержание педагогического образования является отражением важнейших изменений бытия человека и его деятельности в природе, обществе и культуре, в том числе и особенно - в сфере образования.
Сущностная характеристика такого отражения - целостность картины мира и человека в нем, достигаемая комплексом психолого-педагогических, социогуманитарных, культуроведческих и специальных дисциплин, взаимодействующих на базе философско-антропологической ориентации.
В основу разработки содержания педагогического образования должны быть положены следующие принципы [2]:
- универсальность - полнота набора гуманитарных дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку в единстве с профессиональной и специализированной образовательной программами;
- интегративность - междисциплинарная кооперация научных исследований и учебных предметов, содержательное и структурно-функциональное единство учебного процесса;
|