Введение
Обусловленное акселерацией ускорение полового созревания подростков и одновременное ослабление внешнего контроля за их поведением плюс либерализация «взрослых» норм половой морали и ломка традиционных стереотипов маскулинности и фемининности застали наше общество и школу врасплох. Нравится нам это или нет, но нормативные ориентации сегодняшних юношей и девушек существенно расходятся с представлениями их отцов и дедов. К тому же сами эти ориентации весьма противоречивы.
С одной стороны, налицо прогрессивная тенденция к индивидуализации любовных отношений, которые регулируются не столько материальным расчетом и внешними нормами, сколько собственными чувствами и установками любящих, как это и предсказывал Ф. Энгельс в «Происхождении семьи, частной собственности и государства». С другой стороны, налицо угроза дегуманизации отношений между мужчиной и женщиной, рост сексуального отчуждения, нестабильности интимных отношений, превращение сексуальности в предмет массового потребления, лишенного подлинного человеческого тепла и интимности.
Обе эти тенденции закономерны. Общество, в котором человек выступает прежде всего как средство или агент производства, неизбежно порождает репрессивную половую мораль. «Потребительское общество» подрывает эту репрессивность, но при этом сексуальность начинает восприниматься либо как последнее убежище человека в обезличенном, стандартном мире, либо как развлечение, спорт, игра.
Таким образом, целью нашего исследования выступает особенности полового и нравственного воспитания в современных условиях
Объектом исследования выступают школьники в подростковом и юношеском возрасте
Предметом – половое и нравственное воспитание современных школьников
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования
2. Выделить особенности полового созревания современных школьников
3. Рассмотреть особенности ухаживания и юношеской любви
4. Раскрыть вопрос о подготовке к браку и половом просвещении современных школьников.
Методы исследования: методы теоретического анализа, диагностические методы, обсервационные методы, изучение и обобщение педагогического опыта.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы психосексуального развития школьников
1.1. Особенности полового созревания современных школьников
Половое созревание — центральный психофизиологический процесс подросткового и юношеского возраста. Его специфическими функциональными признаками являются менархе (начало регулярных менструаций) у девочек и эякулярхе (начало эякуляций, первое семяизвержение) у мальчиков. Средний возраст менархе колеблется сейчас в разных странах и средах от 12,4 до 14,4 года, а возраст эякулярхе — от 13,4 до 14 лет. В основе полового созревания лежат гормональные изменения, влекущие за собой сдвиги в телосложении, социальном поведении, интересах и самосознании [15].
Повышенная секреция половых гормонов (у 18-летнего юноши она в 8 раз выше, чем у 10-летнего мальчика) объясняет и так называемую подростковую (юношескую) гиперсексуальность, которая проявляется в повышенной сексуальной возбудимости, частых и длительных эрекциях, бурных эротических фантазиях, мастурбации и т. д. «В четырнадцать лет мое тело будто взбесилось»,— сказал 16-летний юноша, и под этим признанием могли бы подписаться очень многие его сверстники.
|