Введение
Внимание рассматривается психологией как направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют два основных вида внимания: произвольное и непроизвольное. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека. Внимание вызывает все необычное. Самые разнообразные раздражители, обладающие фактически одним только общим свойством – новизной, привлекают внимание потому, что реакция на них не ослаблена в результате привычки. А праздник для ребенка – это всегда масса новых, ярких впечатлений. На празднике часто используются сюрпризные моменты, меняются действующие лица и виды деятельности. Таким образом, можно говорить о постоянном использовании на нем непроизвольного внимания детей.
Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека [5, с.45].
Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Оно возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно выполняет программу действий. Необходимость волевых усилий для организации внимания ярко проявляется при вхождении в работу, при возникновении в ней затруднений, ослаблении познавательного интереса, а также при наличии помех (новых, сильных или эмоционально значимых раздражителей).
В процессе подготовки праздника сурдопедагог объясняет детям важность предстоящего мероприятия, тематику праздника, рассказывает, что на нем будет и что надо будет сделать детям. Таким образом, перед детьми ставится задача, которую они при помощи педагогов и выполняют. Так «запускается» механизм и происходит тренировка произвольного внимания.
Помимо произвольного и непроизвольного внимания, может быть выделен еще один особый его вид – послепроизвольное внимание. Если в целенаправленной деятельности для личности интересными и значимыми становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только его результат, как при произвольном сосредоточении, то есть основание говорить о послепроизвольном внимании. Деятельность так захватывает в этом случае ребенка, что ему не требуется заметных волевых усилий для поддержания внимания.
Поскольку у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом произвольное внимание очень неустойчиво, в основном, в процессе подготовки и проведения праздников используется непроизвольное и послепроизвольное внимание [6, с.145].
Таким образом, целью нашего исследования выступает исследование внимание умственно отсталых детей.
Объектом изучения являются дети с умственной отсталостью.
Предметом изучения выступает внимание школьников.
Задачи курсовой работы:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблематике.
2. Определить понятие внимания.
3. Выявить особенности внимания детей умственно отсталых.
4. Провести диагностику внимания детей умственно отсталых.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ
1.1. Понятие внимания, его роль
Деятельность и сознание неотделимы. Неосознанной деятельности быть не может, но степень осознанности человеком его действий и поступков может быть самой различной, она будет зависеть от организации сознания в данный момент деятельности, т. е. от состояния и направленности его внимания. Человеку не нужно воспринимать все окружающие его раздражители, все помнить и оба всем думать, да он и не может все это делать одновременно. Era восприятия и мысли организуются в процессе внимания.
Внимание существенно отличается от всех прочих психических процессов. Его своеобразие заключается в том, что оно не самостоятельный вид психической деятельности как формы отражения, а организация других психических процессов.
Внимание — это такая организация психической деятельности, при которой определенные восприятия, представления, мысли или чувства сознаются отчетливее других, отходящих на второй план или совсем не сознаваемых. Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть любой предмет или явление объективного мира либо целая группа их, свойства и качества этих предметов, а также действия, мысли, представления и переживания самой личности [18, с.45].
Уже из определения внимания следует, что оно характеризуется, с одной стороны, направленностью на то, чем занято сознание, и с другой — сосредоточенностью, т. е. четкостью осознанности.
В зависимости от его активности внимание разделяют на два вида: непроизвольное (пассивное), в возникновении которого намерение человека не принимает участия, и произвольное ((активное), возникающее благодаря намерению человека, вследствие приложения им усилия воли.
|