1545. Танцевально-двигательная терапия как метод социально-культурной реабилитации при работе с детьми сиротами.
Диплом |
24.06.2010, 16:58
Стоимость 3500. Год 2010.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы танцетерапии 8 1.1. Сущность и содержание танцетерапии 8 1.2. Особенности использования танцевальной психотерапии в младшем школьном возрасте 16 1.3. Специфика использования танцевальной психотерапии в различных образовательных учреждениях 20 Выводы по главе 23
Глава 2. Опыт использования танцевальной психотерапии как метода социально-культурной реабилитации при работе с детьми сиротами 2.1. Организация и методы исследования 24 2.2. Специфика использования танцевальной психотерапии как метода социально-культурной реабилитации при работе с детьми сиротами 32 2.3. Динамика результатов социально-культурной реабилитации 54 Выводы по главе 60
Заключение 61 Список литературы 63 Приложение 67
Глава 1. Психолого-педагогические основы танцетерапии
1.1. Сущность и содержание танцетерапии
Танец является одним из самых древних способов,
используемых людьми для выражения своих чувств и эмоций. Он зародился на самом
раннем этапе существования человечества. Танец сочетает в себе физическую,
психическую и эстетическую деятельность [1].
В наше время танец стал привычным явлением. Он
способен выражать целую гамму человеческих эмоций и активно используется в
современной терапии. При этом в свободном движении и импровизации происходит
спонтанное высвобождение чувств. Движения танца являются своеобразным средством
коммуникации [14].
Танец представляет собой живой язык, носителем
которого является человек. Мысли и чувства при этом передаются посредством
образов и аллегорий. При этом музыка вовсе не является обязательным
компонентом.
В танцевальной терапии отсутствуют стандартные
танцевальные формы. При этом могут использоваться самые разнообразные виды
танца – от народного, до рока.
Истоки танцевальной терапии можно отыскать в
древнейших цивилизациях. Можно предположить, что танец использовался для
общения еще тогда, когда не существовало языков.
В различных культурах всегда существовали ритуальные
танцы. Их применяли для лечения больных, оплакивания мертвых, празднования
побед и других радостных событий [9].
Древние охотники в танце подражали движениям зверей.
Это позволяло сделать охоту более успешной. Танцы воинов эффективно помогали
поднять их боевой дух.
В танцах можно проследить духовное развитие каждого
народа. Например, жители Древнего Египта при помощи танцев изображали движение
небесных светил, римляне танцевали в честь богов.
Всем известный хоровод являлся отображением языческого
культа Солнца. Его участники движутся в том же направлении, что и Солнце. На
Руси в древние времена существовали ритуальные танцы, которые были приурочены к
определенным сезонам. Они сочетались с прыганием через костры.
Считалось, что подпрыгивания во время танцев ускоряли
рост злаков. Древние греки были уверены, что танец совершенствует человека.
Этому искусству уделялось очень большое внимание.
У многих народов Африки танец показывает
принадлежность к тому или иному племени. Индийский танец способен поведать
зрителю целую историю. Он считается в Индии порождением бога Шивы, который во
время танца как бы одновременно разрушает и создает жизнь заново.
В Лейпциге существует необычный «Танец-архив». В нем
можно увидеть огромное количество печатных, видео и других материалов,
рассказывающих об истории танца [6].
Со временем в западных культурах танец из
формы социальной коммуникации самовыражения превратился в вид искусства, целью
которого была поучение и увеселение публики. В ХIХ веке танец стал
формализованным средством выражения, примером чего служит классический балет.
Одной из первых, кто внес вклад в возрождение творческого танца, была известная
танцовщица Айседора Дункан (ХХ век). Традиционно считается, что душевная жизнь
человека самым непосредственным образом связана с телом, с движениями.
Терапией, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями,
является танцедвигательная терапия [10].
На ее развитие оказали влияние
психоаналитическая теория, аналитическая психология К. Юнга (1961). Одним из
главных достоинств танцедвигательной терапии является ее преемственность
традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения
в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоровью.
К.Юнг считал, что взаимное проникновение телесных и душевных признаков столь
глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать далеко идущие выводы
о качествах души, но и по душевным особенностям мы можем судить о
соответствующих телесных формах. В литературе часто выделяется 4 основных
фактора, которые способствовали развитию танцедвигательной терапии [18]:
1) После II Мировой войны многим людям
требовалась реабилитация: физическая и духовная. Танцедвигательная терапия
способствовала этому. «Первой леди» в данном виде терапии считали Мэриан
Чейс (Chace M.), которая работала в больнице св. Элизабет в Вашингтоне, округ
Колумбия. Она развила танец в терапевтическую модальность. Работая с невербальными
и психическими больными, добилась больших успехов. Пациенты, которые считались
безнадежными, стали способны к групповым взаимоотношениям и выражению
собственных чувств.
2) 50-е годы были открыты транквилизаторы.
Танцедвигательная терапия выступила как альтернативная программа для лечения
психических расстройств.
3) 60-е годы: «движение программы
человеческих отношений», что способствовало работе с группами и разработке
методов развития самосознания.
4) Исследования невербальной коммуникации,
в том числе анализ коммуникативного поведения человеческого тела (Birdwhistell,
1970).
Представление о танце как коммуникации
было развито танцовщицей Мери Вигман: «Танец – это живой язык, которым
говорит человек... Танец требует общения прямого, потому что его носителем и
посредником является сам человек, а инструментом выражения – человеческое тело»
[4].
В 50-е – 60-е годы тоже стали использовать танец в
качестве терапевтической модальности для лечения эмоциональных расстройств. Это
Труди Шуп и Мэри Уайтхаус, Франческо Боус и Лилиан Эспинак. Работали