Введение
Гуманизация общества в настоящее время является настоятельной необходимостью. Это обуславливается тем, что жизненные условия большинства людей неудовлетворительные, ценностные основы статусных характеристик специалистов сильно смещены, а духовность и гуманистические принципы жизни вытесняются меркантильными интересами.
В большинстве стран мира на таком фоне возрастает роль социальной педагогики в деле воспитания подрастающих поколений. Мы живем в то время, когда расстояние не является преградой для общения. Существующий разнородный мир взаимосвязан и все более взаимозависим. Постоянные контакты между людьми и странами усиливают интеграционные процессы, в том числе и в сфере образования, социальной педагогики и социальной работы.
Следует заметить, что социальная работа и социальная педагогика в настоящее время повсеместно приживается. Хотя эта отрасль и испытывает трудности, но “спада производства” в ней не наблюдается, а, напротив, все больше людей переходит сюда, чтобы поддержать и оказать помощь нуждающимся. Социальные работники и социальные педагоги в своей работе призваны оказывать помощь всем нуждающимся группам населения, но, безусловно, ставку надо делать на подрастающее поколение. Поэтому проблема работы с детьми и молодежью стоит очень остро. Обращаясь к зарубежному опыту (американскому, германскому, швейцарскому и др.) можно увидеть, что во многих странах существуют детские и молодежные социальные службы, консультационные центры, социальные приюты и “ телефоны доверия”. Все они оказывают ребенку, подростку экстренную помощь в затруднительных ситуациях, но и рассматривает его как клиента, который может обращаться к ним довольно часто. Услуги в них, как правило, бесплатные.
В условиях нашей страны кризисные явления в современной жизни и, соответственно, в системе образования и воспитания связаны с общим разрушением духовности, с обесцениванием духовно- нравственных, творческих основ жизни, заменой их материально-практическими целями и ценностями. Большинство людей, работающих в системе образования понимают необходимость кардинальных перемен. Делаются ставки на гуманизацию, на поиск новых путей организации обучения и воспитания. Гуманизация учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях должна стать главным принципом социально-педагогической работы в целом. Если перевести с латинского, то слово “принцип” означает “основа”, “первоначало”. Такой основой построения отношения в учебном социуме следует признание приоритетных ценностей личностей учащихся и педагогов, гармонизация их интересов, их взаимоотношений.
Результатом успешного социального воспитания можно считать формирование гражданина общества, обладающего навыками жизнедеятельности в социуме и строящего цивилизованные отношения в интеллектуальной и духовной сферах, в сфере экономики и права. В основу формирования личности должны быть положены также конституционные идеалы: законопослушание, патриотизм, бережливость к природе - то, что в США называют “ гражданской религией”. В условиях рыночных отношений одной из задач учебно-воспитательного процесса является воспитание личности гражданина правового государства, обладающего совестью, милосердием, трудолюбием, а как иначе преодолеть иждивенчество, безделье, уберечь от бездуховности? Необходимо учить молодежь платить за все блага в жизни, ведь доступность вещей и услуг прямо пропорциональна труду, удачливости, способности предвидеть будущую ситуацию. Именно такое мышление и психология характерны для людей в странах с развитой рыночной экономикой.
Задачей воспитания и образования нельзя не считать формирование этнически грамотного человека, человека уважающего культуру своего народа и других народов. Представляется чрезвычайно важным объединить национально-культурные запросы и богатство мировой культуры, что несомненно содействует взаимопониманию между народами, помогло бы подготовить личность к жизни в мировом сообществе, состоящем из все более взаимозависимых наций и народов. Расширение прав учебных заведений в сфере преподавания языка и национальной культуры должно играть здесь решающую роль. Формирование национального самосознания должно органично сочетаться с неповторимостью личности, с ее правом на свободу мысли и совести, при этом важно не допустить при выражении индивидуальности некоторой ограниченности, неспособности вместить общечеловеческое достояние.
Анализ опыта социальной работы в странах с развитой рыночной экономикой (прежде всего в США и Англии) показал, что социальный работник жизненно необходим в ВУЗе. Если смотреть на систему воспитания в учебном заведении в целом, то нельзя не заметить, что она зависит от многих объективных и субъективных причин: типа учебного заведения, способа его финансирования, национальных традиций, материальной базы, профессиональных и личных качеств педагогов, социально-бытовых условий жизни учащихся и т.п. Социальный работник в высшем учебном заведении выступает в роли координатора действий участников воспитательного процесса: студентов, их родителей, педагогов, администрации учебного заведения. Он ведет деятельность, связанную с анализом всевозможных проблемных ситуаций, выдвижением и решением определенных проблем воспитания личности, связанных с учебной деятельностью, с формированием умений и навыков жизни в обществе, с социальной адаптацией. Существуют специальные социальные службы в учебных заведениях США; они занимаются сбором данных о студентах, их обработкой, изучением информации о каждом учащемся, о его индивидуальных особенностях, оказанием помощи в профориентации, в выборе курсов и предметов, в консультировании по учебным вопросам и личным проблемам, оказанием помощи в трудоустройстве при уходе из учебного заведения и т.п. Но главная задача в работе социальных служб – сохранение здорового психологического климата в высшем учебном заведении и среди обучаемых. Основное внимание уделяется здоровью (как физическому, так и умственному) студентов, стремящихся получить знания, стать самостоятельными и затем сделать свою карьеру в жизни.
Жизненный путь человека понимается как процесс индивидуального развития, охватывающий все существование человека. Социальный работник имеет дело с решением задач на том или ином этапе жизненного пути человека.
Гуманистическая социальная работа и педагогика ставит на первый план самого обучаемого, его личную свободу, его ценности. Этот процесс должен начинаться с детства. Студент – такой же человек и к нему необходимо относиться как к личности. “Нет детей – есть люди”, - писал Я. Корчак. Поэтому правомерны идеи сотрудничества и сотворчества педагогов и обучаемых, создание условий доверительности и требовательности путем общения, диалога со студентами. Позиция педагога должна быть не “над обучаемыми”, а “вместе с обучаемыми”. В этом заключается индивидуализация воспитания и обучения. Нужно исключить безличностный подход к человеку, студент должен иметь право быть тем, кто он есть, право на высказывание своих мыслей, на собственное мнение, на самостоятельный поступок.
Ситуация развития личности в вузе зависит от типа развивающей среды. Наиболее благоприятной будет ситуация, когда личность оказывается в рамках определенной научной школы и на нее оказывается благоприятное влияние. Плохо, когда умный экстраверт оказывается в ситуации интеллектуального равнодушия, безразличия. Такая ситуация в условиях обнищания, деградации высшей школы стала угрожающей.
К сожалению, у нас в педагогической практике все еще преобладает авторитарная позиция педагога. Не создаются в полной мере условия для развития личности, мало внимания уделяется развитию самостоятельности, инициативы. Деятельность носит, в основном, воспроизводящий, репродуктивный характер, а это тормозит развитие творческой активности и самореализации.
Таким образом, целью нашего исследования является изучение деятельности социального педагога в ВУЗе.
Объектом нашего исследования выступает – деятельность социального педагога
Предметом - деятельности социального педагога в ВУЗе.
Задачи курсовой работы:
1. Выделить актуальность работы социального педагога в вузе в современных условиях.
2. Раскрыть вопрос из истории становления социально-педагогической деятельности в нашей стране.
3. Обозначить содержание работы социального педагога в образовательном учреждении.
4. Выделить основные формы, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога.
|