Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [179] Курсовая [39]
Реферат [18] Разное [3]
Отчет по практике [2]




Пн, 29.04.2024, 03:09
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » Педагогика » Курсовая [ Добавить материал ]

1585. Возрастные особенности внимания
Курсовая | 03.11.2009, 15:17

Содержание
 
Введение  3

Глава 1. Психологические особенности внимания 4
1.1. Определение и сущность внимания  4
1.2. Основные свойства внимания 9
1.3. Развитие внимания в онтогенезе  12
 
Глава 2. Эмпирическое исследование возрастных особенностей внимания  20
2.1. Методы исследования 20
2.2.  Анализ и обсуждение полученных результатов  26

Заключение  34

Литература  35

Введение

 

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении кото­рого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной сто­роны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явле­ние, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психиче­ском процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.

С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психиче­ских явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание — это по­знавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и дея­тельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.

Что же такое внимание? Для того чтобы ответить на этот вопрос, представьте себе школьника, выполняющего домашнее задание по математике. Он целиком углублен в решение задачи, сосредоточен на ней, обдумывает ее условия, перехо­дит от одного вычисления к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов, мы можем сказать, что он внимателен к тому, что он делает, что он обращает внима­ние на те предметы, которые он выделяет из других. Во всех этих случаях можно говорить о том, что его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.

Для того чтобы понять, какую роль играет внимание в психической деятельно­сти человека, представьте себе, что вы смотрите на какую-то группу предметов. Одни предметы, которые находятся в центре вашего зрительного поля, будут вос­приниматься вами наиболее отчетливо, другие, находящиеся на периферии ваше­го зрительного поля, — менее отчетливо. Подобную аналогию можно построить в отношении нашего сознания: то, что составляет смысл нашей деятельности, за­нимает центр нашего сознания, а то, что в данный момент незначимо, уходит на периферию, или «боковое поле», сознания. Следует отметить, что данная анало­гия — это всего лишь аналогия. Вы можете смотреть на какой-то предмет, но при этом думать совсем о другом. В этом случае «цент­ральное поле» вашего сознания будет занято тем, о чем вы думаете, а не тем, на что вы смотрите.

 В данной работе мы попытаемся раскрыть вопрос о динамике развития внимания.

Объектом изучения выступают дети в возрасте от 5 до 12 лет

Предметом изучения являются возрастные особенности развития внимания

Задачи  курсовой работы:

1.     Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблематике

2.     Определить и раскрыть  сущность внимания

3.      Выявить основные свойства внимания

4.     Выделить особенности развитие внимания в онтогенезе

5.     Провести эмпирическое исследование возрастных особенностей внимания


Глава 1. Психологические особенности внимания

1.1.         Определение и сущность внимания

 

Психическая жизнь человека — это обра­ботка нескончаемого потока информации окружающего мира. В этот поток беспрерывно вливаются все новые и новые ручейки, рожденные деятельностью, общением с дру­гими людьми, изменением внутреннего со­стояния и т. д. Способность удерживать этот поток в определенном русле связана с осо­бым свойством психики, которое называет­ся вниманием [1,стр. 129].

Внимание — это сосредоточенность и на­правленность психической деятельности че­ловека на определенный объект. Экспери­ментальные психологические исследования показали, что внимание — важнейшее усло­вие успешности любой познавательной дея­тельности. Внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваем­ся, принюхиваемся.

Развитие внимания — залог успешного развития памяти и мышления. Очень часто трудности в обучении, которые на первый взгляд кажутся связанными с проблемами за­поминания или систематизации материала, на самом деле объясняются рассеянностью или непроизвольным переключением вни­мания с одного объекта на другой. Таким об­разом, невнимательность затрудняет усвое­ние информации, ее осмысление и понима­ние. Вот почему именно с развития внима­ния надо начинать обучение детей [2, стр.130].

Физиологически объясним тот факт, что внимание приковывает объект, от которого можно ожидать каких-то «сюрпризов», кото­рый вызывает необходимость присмотреть­ся, насторожиться, прислушаться. В после­дующий момент человек оценит важность поступившей информации, поймет, стоило ли прерывать текущую деятельность, и в за­висимости от оценки либо вернется к пре­рванной деятельности, либо соответствую­щим образом среагирует на раздражитель. Таким образом, внимание — это физиологи­ческий многоуровневый фильтр: что-то про­пускает, а что-то задерживает.

Добавил: Демьян |
Просмотров: 1457
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba