Введение
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.
С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание — это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.
Что же такое внимание? Для того чтобы ответить на этот вопрос, представьте себе школьника, выполняющего домашнее задание по математике. Он целиком углублен в решение задачи, сосредоточен на ней, обдумывает ее условия, переходит от одного вычисления к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов, мы можем сказать, что он внимателен к тому, что он делает, что он обращает внимание на те предметы, которые он выделяет из других. Во всех этих случаях можно говорить о том, что его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.
Для того чтобы понять, какую роль играет внимание в психической деятельности человека, представьте себе, что вы смотрите на какую-то группу предметов. Одни предметы, которые находятся в центре вашего зрительного поля, будут восприниматься вами наиболее отчетливо, другие, находящиеся на периферии вашего зрительного поля, — менее отчетливо. Подобную аналогию можно построить в отношении нашего сознания: то, что составляет смысл нашей деятельности, занимает центр нашего сознания, а то, что в данный момент незначимо, уходит на периферию, или «боковое поле», сознания. Следует отметить, что данная аналогия — это всего лишь аналогия. Вы можете смотреть на какой-то предмет, но при этом думать совсем о другом. В этом случае «центральное поле» вашего сознания будет занято тем, о чем вы думаете, а не тем, на что вы смотрите.
В данной работе мы попытаемся раскрыть вопрос о динамике развития внимания.
Объектом изучения выступают дети в возрасте от 5 до 12 лет
Предметом изучения являются возрастные особенности развития внимания
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблематике
2. Определить и раскрыть сущность внимания
3. Выявить основные свойства внимания
4. Выделить особенности развитие внимания в онтогенезе
5. Провести эмпирическое исследование возрастных особенностей внимания
Глава 1. Психологические особенности внимания
1.1. Определение и сущность внимания
Психическая жизнь человека — это обработка нескончаемого потока информации окружающего мира. В этот поток беспрерывно вливаются все новые и новые ручейки, рожденные деятельностью, общением с другими людьми, изменением внутреннего состояния и т. д. Способность удерживать этот поток в определенном русле связана с особым свойством психики, которое называется вниманием [1,стр. 129].
Внимание — это сосредоточенность и направленность психической деятельности человека на определенный объект. Экспериментальные психологические исследования показали, что внимание — важнейшее условие успешности любой познавательной деятельности. Внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся.
Развитие внимания — залог успешного развития памяти и мышления. Очень часто трудности в обучении, которые на первый взгляд кажутся связанными с проблемами запоминания или систематизации материала, на самом деле объясняются рассеянностью или непроизвольным переключением внимания с одного объекта на другой. Таким образом, невнимательность затрудняет усвоение информации, ее осмысление и понимание. Вот почему именно с развития внимания надо начинать обучение детей [2, стр.130].
Физиологически объясним тот факт, что внимание приковывает объект, от которого можно ожидать каких-то «сюрпризов», который вызывает необходимость присмотреться, насторожиться, прислушаться. В последующий момент человек оценит важность поступившей информации, поймет, стоило ли прерывать текущую деятельность, и в зависимости от оценки либо вернется к прерванной деятельности, либо соответствующим образом среагирует на раздражитель. Таким образом, внимание — это физиологический многоуровневый фильтр: что-то пропускает, а что-то задерживает.
|