В настоящее время принят гуманно-личностный подход в воспитании ребенка. Данный ориентир задан не какими-либо общественно-государственными институтами - выразителями той или иной ограниченной идеологии, а самим ходом культурно-исторического процесса. Общая цель развивающего образования - выработка у ребенка способности творчески осваивать и, главное, перестраивать новые способы деятельности в любой из исторически очерченных сфер человеческой культуры (а также соответствующие им знания и умения), свободно полагать свое ближайшее и более отдаленное будущее и утверждать собственную личность в других людях во благо им и себе. Такое образование будет отвечать культурно-историческому статусу и психологическому смыслу современного - развитого детства.
Итак, подведем итоги исследованного.
1.Каждый педагог не только обучает, но и воспитывает. Благодаря духовной общности воспитателя и коллектива детей процесс обучения не сводится к передаче знаний, а выливается в многогранные отношения.
2.Каждый из педагогов должен осуществить индивидуальное влияние на конкретного воспитанника, чем-то заинтересовать, увлечь, вдохновить ребенка, пробудить в нем неповторимую личность.
3.Чем труднее даются человеку азы основ наук на уроках, тем важнее, чтобы его интеллектуальная жизнь не ограничивалась азами, а обрастала новыми знаниями, умениями и навыками в различных видах деятельности.
Важно постоянно помнить: в центре воспитательного процесса всегда находится конкретный ребенок с конкретными проблемами, нуждами, интересами, противоречиями. Место воспитателя детского сада, по Концепции дошкольного воспитания, рядом с воспитанником, чтобы помочь, посоветовать, оградить, защитить. Качество воспитания определяется не объемом проводимых мероприятий, а качеством отношений между детьми, взаимоотношений их с окружающими и взрослыми, в том числе, с педагогами. Авторитет воспитателя сегодня больше зависит от его личных качеств, чем от его положения.
Общение со взрослыми является одним из главных факторов психического развития ребёнка, формирование его личности в целом. Педагоги постоянно сталкиваются с самыми различными проблемами межличностного общения при организации совместной деятельности дошкольников, формирование готовности ребенка к школьному обучению.
Овладение педагогическим мастерством невозможно без развития коммуникативных умений, поскольку в основе профессиональной роли воспитателя лежит принцип взаимодействия субъектов. Талант общения, человечность, человеколюбие, способность понять и воспринять другого человека, умение сочувствовать, сопереживать формируются не только стихийно, но и в результате воспитания и самовоспитания. Воспитателю необходимо отметить степень проявления каждого умения в своей профессиональной деятельности.
От нас с вами во многом зависит, какими станут наши дети, какие нравственные ценности для них будут главным. Будут ли они людьми здоровыми, добрыми, с широко развитыми духовными потребностями, подготовленными к труду, к жизни в непростых условиях современного общества.
|
1. Азаров Ю. Искусство воспитывать: Кн. для учителя.- М., 1985.
2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989.
3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1983.
4. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?-М.,1986.
5. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сборник избранных трудов. – М., 1993.
6. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Педагогические ситуации. – М.,1983.
7. Детский сад: Книга для заведующих.- М., 1982.
8. Елканов С.Б. Основа профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989.
9. Засобина Г.А., Кобыльницкая С.Л., Савин Н.В. Практикум по педагогике. М., 1996.
10. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. – М., 1987.
11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2002.
12.Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. М.,1987.
13. Краснорядцева О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. – Барнаул, 1998.
14. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Избр.пед.соч. М.,1977, Т.1.
15. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М., 1972.
16. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М., 1978.
17. Основы педагогического мастерства/ Под ред. И.А. Зязюна.- М.: Просвещение, 1989.
18. Педагогика / Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина.- М.: Просвещение, 1986.
19.Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995.
20. Петроченко Г.Г. Ситуативные задачи в педагогике. М.,1990.
21. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965.
22. Смыш В.П. Моя профессия – воспитатель детского сада. М., 1989.
23. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.; Просвещение, 1981.
24. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1973
25. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1981.
26. Учимся общаться с ребенком/ В.А. Петровский и др. – М., 1993.
27. Чернышов А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М., 1999.
Программы:
1. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ Л.А. Парамонова, Т.И.Алиева, А.Н. Давичук и др. – М., 2000.
2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб., 1997.
3. Из детства в отрочество/ Под ред. Т.Н. Дороновой. – М.,1998.
4. Золотой ключик/ Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова и др. – М.,1996.
5. Козлова С.А. Я – человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру. – М., 1996.
6. Программа и внутренний распорядок детского сада. – М.; Л., 1932.
7. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 1962.
8. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 1985.
9. Радуга: Программа воспитания и обучения детей от 3 до 7 лет/ Т.Н. Доронова, В.А. Гербова, Т.И. Гризлик и др. – М., 1997.
10. Развитие/ Л.В. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова и др. – М., 1995.
11. Руководство для воспитателя детского сада. – М., 1938.
12. Руководство для воспитателя детского сада. – М., 1953.
13. Рылеева Е.В. Открой себя. – М., 1999.
14. Типовая программа Воспитания и обучения в детском саду. – М., 1984.
15. Шатова А.Д. Дошкольник и … экономика: Программа. – М., 1996.
|