Введение Актуальность исследования. Общеизвестны особая роль и место семьи в обществе. Свои специфические особенности присущи каждой семье. В любой семье они отражаются, прежде всего, в основных сферах ее жизнедеятельности, находящихся под постоянным влиянием различных факторов социума. В свою очередь, как нигде, они проявляются в отношениях между членами семьи. По-своему сказываются они и на эффективности профессиональной деятельности каждого из них. Но на сегодня определяется острая проблема связанная с частым образованием огромного количества неполных семей и тем самым встает остро вопрос об особенностях воспитания детей в неполных семьях. Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быстро меняющихся условиях современной жизни [1, 74]. Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных. Обеспечивает условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и даёт возможность делить с другими трудности и радости жизни. Сегодня вопросы воспитания детей в неполных семьях все чаще вытесняются на второй план. Нынешнее состояние социальной защиты семей с детьми показывает отношение государства к институту семьи, степень его ответственности за воспроизводство населения, готовность поддержать семьи, в которых родились и воспитываются дети [3, 65]. Под угрозой оказались здоровье и благополучие самого ценного достояния нации - подрастающего поколения, будущего страны. Итак, актуальность и значимость рассматриваемой проблемы определяется тем, что сегодня на фоне общего снижения «жизненного потенциала» российской семьи отмечается устойчивая тенденция к образованию неполных семей и тем самым падения уровня её психологического здоровья и соответственно её воспитательных возможностей. Таким образом целью нашего исследования теоретическое изучение и рассмотрение общих условий и проблем семейного воспитания детей в неполной семье Объектом нашего исследования явилась система семейного воспитания детей Предметом - педагогические условия семейное воспитание детей в неполной семье Задачи курсовой работы: 1. Раскрыть сущность и содержание, условия семейного воспитания. 2. Определить и выделить проблемы воспитания детей в неполной семье 3. Обозначить типичные ошибки семейного воспитания детей в неполной семье Глава 1. Теоретические основы особенностей воспитания детей в неполных семьях 1.1. Роль семьи в развитии и в воспитании детей Обзор литературных источников, позволяет заключить, что семья является важнейшим институтом воспитания и социализации личности ребенка. Именно семья убедительно лидирует в качестве важнейшего фактора воспитания. Педагогическая роль эталона и идеала, каковыми изначально являются для детей родители, огромна. Отечественные педагоги и психологи выяснили, что такие важнейшие качества личности человека, как эмоциональная отзывчивость, коммуникативный потенциал, направленность и способность к произвольной регуляции своей деятельности, а также целый ряд других, не менее важных, во многом определяются стилями взаимоотношений в семье и ее отношениями с окружающей действительностью. Все те взаимоотношения в семье - их характер - позволяют довольно точно прогнозировать будущие отношения ребенка со своими сверстниками и его положение в группе: благополучие в семье в этом вопросе автоматически переносится в другие среды взаимоотношений. Отсутствие душевной подлинной близости в отношениях между родителями и детьми и бедность их общения чаще всего лежит в основе дефектов развития и воспитания ребенка. В семьях подростков-нарушителей наблюдается явное нарушение, во - первых, правильного отношения к ребенку (гиперопека со стороны матери; полное равнодушие родителей к ребенку; жестокое, агрессивное отношение со стороны одного из родителей) а, во-вторых, нарушение характера взаимоотношений к миру; потребительский стиль воспитания, где материальное благополучие сочетается с полной бездуховностью, с мещанскими и стяжательскими интересами, при отсутствии нормальных теплых и эмоциональных контактов родителей с детьми. Для развития личность ребенка важная вся семья и все типы семейных ролей: матери, отца, братьев, сестер. Каждый член семьи создает для ребенка особый тип общения, поэтому отсутствие любого из них расстраивает систему семейных взаимодействий и взаимоотношений. Когда в семье нет личностного образца соответствующего пола или наблюдается доминирование лиц противоположного пола, то такое положение может привести к отрицательным последствиям и даже к нарушениям в сфере будущей половой жизни человека. Процесс отождествления детей со своими родителями становится началом усвоения ими норм поведения. Одним из факторов, нарушающих выполнение воспитательных функций семьи, могут быть изменения в ее составе. Разлука с одним из родителей может привести к появлению у ребенка чувства страха утрате ощущения безопасности. Распад семьи может вызвать у него депрессию и ряд других симптомов невроза. Многие исследователи отмечают, что потрясение, каким является для ребенка развод родителей, создает также определенные условия для его асоциального поведения. Когда в семье господствует хороший эмоциональный климат, то дети постепенно обогащаются жизненным опытом, который необходим для формирования личности. Наблюдение свидетельствует о том, что наиболее сложно складываются взаимоотношения в семьях, в которых проживает несколько поколений. Большое значение имеет отношение отца и матери к каждому из детей. Если родители одному из них создают привелигерованное положение, то другие дети чувствуют себя в родном доме неуверенно, им кажется, что они не любимы, у них отсутствует ощущение безопасности. Бабушки и дедушки с годами меняют свои воспитательные методы и к внукам относятся значительно снисходительнее, чем к своим детям, тем более что они уже не несут ответственности за воспитание. Эта позиция старшего поколения влечет за собой повышенную строгость родителей по отношению к детям. Иногда бывает и наоборот. Бабушки и дедушки не справляясь с воспитанием ребенка, считают, что он ускользает от их контроля, в связи, с чем объявляют его невежливым или несносным и требуют от родителей дисциплинарных мер. В каждой из таких подобных ситуаций обращение с ребенком в семье становится предметом бурных дискуссий, споров. Ребенок чаще всего слышит, как бабушка или дедушка критикуют и комментируют слова и действия его родителей. Конфликты между родителями, с одной стороны, и бабушкой и дедушкой в другой стороны, опасны для развивающейся личности ребенка. В хороших, нормальных семьях, состоящих из трех поколений, бабушка может в повседневной жизни играть большую роль в развитии личности ребенка.
|