1866. Профессия педагог. Взаимосвязь педагогических способностей, педагогического такта и авторитета учителя.
Курсовая |
12.12.2009, 15:41
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПЕДАГОГИ-ЧЕСКОГО ТАКТА И АВТОРИТЕТА УЧИТЕЛЯ 5 1.1. Понятие и определение педагогических способностей 5 1.2. Педагогический такт как профессиональное качество учителя 15 1.3. Авторитет учителя и его зависимость от педагогиче-ских способностей 21
ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТАК-ТА, СПОСОБНОСТЕЙ И АВТОРИТЕТА УЧИТЕЛЯ 26 2.1. Взаимосвязь профессионального такта, авторитета и педа-гогических способностей учителя 26 2.2. Формы проявления педагогического такта, педагоги-ческих способностей и авторитета учителя 31 2.3. Условия овладения педагогическим тактом как одним из важных профессиональных качеств педагога 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
ЛИТЕРАТУРА 48
ВВЕДЕНИЕ
Каждый, кто выбираетпрофессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет
учить, и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою
профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, Учителем, Воспитателем.
Не смотря на это на сегодня отмечается подрыв
авторитета и компетентности учителя. Бестактностьподрываетавторитетучителя,атактичность повышает его,
педагогический такт и авторитет учителя взаимосвязаны и взаимообусловлены. В
числе причин, порождающих недисциплинированность учащихсяв школе, является отсутствие у некоторых
учителей педагогически обоснованного, правильного взаимоотношения с учащимися.
Некоторые учителя своим грубым отношением к учащимся, методами запрета и
наказания, отсутствием педагогического такта, недостаточнымзнаниемпреподаваемогопредмета,неумением дать полноценный урокподрываютв глазах учащихсясвой авторитет,
являющийся основой воспитательного воздействия. Бестактностьтипична дляучителей,которые оказались в школеслучайно,непо призванию, а в силу сложившихся
обстоятельств. Их не так много, но Они в школе еще есть. Бестактность их
проявляется в формальном подходе к детям, игнорировании их возрастных,
индивидуальных особенностей, в завышенных или заниженных требованиях к ним, незнании
условий жизни ребенка в семье, администрировании вместо руководства, одностороннем
морализировании по всякому поводу, черствости, скрытой за предельно деловым
тоном.
Бестактность
тиучителей, которые любят детей, но не умеют владеть своим настроением, не
выработали в себе привычку к торможению. Отсюда частая смена настроений,
дезорганизующая учащихся, вспыльчивость, ведущая к необдуманным действиям
учителя, опрометчивость в решениях и выборе мер воздействия на учащихся,
разнобой в требованиях, крайность в отношении к учащимся, администрирование
или мелочная опека, чрезмерная близость, переходящая в панибратство, или
неожиданное отчуждение.
Таким образом, целью нашего исследования является изучение
особенностей взаимосвязи педагогического такта, педагогических способностей и
авторитета учителя.
Объектом нашего исследования я является профессиональнаядеятельностьучителя.
Предметом изучения выступает взаимосвязь педагогических
способностей, педагогического такта и авторитета учителя.
Задачи курсовой работы:
1.Изучение психолого-педагогической литературы по данной
проблематике
2.Дать понятие и определение педагогических способностей
3.Обозначить
педагогический такт как профессиональное качество учителя
4.Описать авторитет
учителя и его зависимость от педагогических способностей
5.Определить взаимосвязь
профессионального такта, авторитета и педагогических способностей учителя
6.Обозначить формы
проявления педагогического такта, педагогическихспособностейиавторитета учителя
7.Выделить условия
овладения педагогическим тактом как одним из важных профессиональных качеств
педагога.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТАКТА И АВТОРИТЕТА УЧИТЕЛЯ
1.1. Понятие и определение
педагогических способностей
Как
отмечал С.Л. Рубинштейн, «Процесс развития способностей человека есть процесс
развития человека. Освоение человеком определенных знаний и способов действия
имеет своей предпосылкой, своим внутренним условием известный уровень умственного
развития — развития умственных способностей» [19, с. 277]. Это положение
особенно важно для трактовки учебной деятельности. В наиболее развернутом
определении, данном Б.М. Тепловым [23], приведены основные характеристики способностей
как индивидуального свойства личности, являющегося условием успешного
выполнения деятельности. Способности, согласно Б.М. Теплову, не сводятся к
навыкам и умениям и отличают одного человека от другого в отношении успешности
выполнения определенной деятельности.
Если, по С.Л. Рубинштейну, развитие умственных способностей есть
предпосылка освоения знаний, то предпосылкой развития самих способностей, по
Б.М. Теплову, выступают задатки как врожденные анатомо-физиологические
особенности. Способности создаются в деятельности и проявляются в таких ее динамических
характеристиках, как быстрота, глубина, прочность освоения ее средств и
способов. По отношению к разным видам деятельности разграничивают общеинтеллектуальные
и специальные способности. «Широко принятое определение способностей состоит
в том, что это свойства индивида, ансамбль которых обусловливает успешность
выполнения определенной деятельности. Имеются в виду свойства, которые развиваются
онтогенетически в самой деятельности и, следовательно