1867. Особенности актерского и режиссерского мастерства в педагогической деятельности педагога
Курсовая |
12.12.2009, 15:42
СОДЕРЖАНИЕ Введение 3
Глава 1. Педагог как субъект педагогической деятельности 6 1.1. Общее определение качеств личности педагога 6 1.2. Профессионально-педагогические качества личности 9 1.3. Соответствие человека педагогической деятельности 16
Глава 2. Особенности актерского и режиссерского мастерства в педагогической деятельности педагога 21 2.1. Общее и отличительное в педагогической и актерской деятельности 21 2.2. Педагогический и актерский талант 25 2.3. Развитие творческих способностей учителя 28 2.4. Использование опыта театральной педагогики по проблеме общения в деятельности учителя 34
В меняющемся мире профессий, общее количество
которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия Учителя (Педагога)
остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный
состав меняются. Так, социологические исследования показывают, что количественный
состав учителей, например с 1980 по 1994 г., изменяясь неравномерно по годам в
городе и в сельской местности, имел до 1993 г. положительную тенденцию роста.
Обращает на себя внимание факт феминизации профессии педагога во всем мире и
особенно в России, где женщин-учителей более 80% [10, с. 10], что не может не
сказаться на характере воспитания мальчиков, юношей, требующего мужского
воздействия,я, выступая как
индивидуальный субъект педагогической деятельности, педагог в то же время
представляет собой общественный субъект — носитель общественных знаний и
ценностей. В силу этого в субъектной характеристике педагога всегда соединяются
аксиологическая (ценностная) и когнитивная (знаниевая) плоскости. При этом
вторая включает также два плана; общекультурные и предметно-профессиональные
знания. Являясь индивидуальным субъектом, педагог всегда представляет собой
личность во всем многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и
коммуникативных качеств.
Каждый, кто выбираетпрофессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет
учить, и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою
профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, Учителем, Воспитателем.
Достойное выполнение профессионального
педагогического долга требует от человека принятия педагогического долга
требует от человека принятия ряда обязательств.
Во-первых, следует объективно оценивать собственные
возможности, знать свои слабые и сильные стороны, значимые для данной профессии
качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления,
коммуникативные, дидактические способности и т. д.).
Во-вторых, будущий педагог должен овладеть общей
культурой интеллектуальной деятельности (мышления, память, восприятия,
представления, внимания), культурой поведения, общения и педагогического
общения в частности. Педагог – это образец, которому сознательно, а чаще
неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что делает учитель.
Соответственно отрефлексированный и корректируемый образ «Я» студент – будущего
педагога требует постоянного личностного. Коммуникативного и профессионального
тренинга.
В третьих, обязательной предпосылкой и основой
успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего
ученика как «Другого».Ученик должен
быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли их
система ценностей, модели поведения и оценок; это также предполагает знание
психологических механизмов и закономерностей поведения, общения.
В-четвертых. Педагог является организатором учебной
деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве
партнера и человека. Облегчающего педагогическое общение. Т.е. «фалитатора», по
К. Роджерсу. Это обязывает студента – будущего педагога развивать свои
организаторские. Коммуникативные способности для того, чтобы уметь управлять
процессом усвоения учениками знаний, включая их в активные формы учебного
взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников.
Развитие таких профессиональных умений предполагает не только глубокие
психолого-педагогические знания. Но и постоянный, систематический
профессиональный тренинг студентов.
Таким образом, профессиональные качества педагога
должны соотноситься со следующими постулатами – заповедями его психолого-педагогическойдеятельности:
-уважай в ученике Человека, личность,
относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе;
-постоянно ищи возможность саморазвития
исамосовершенствования;
-передавай ученику знания так, чтобы он
хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в
своем самообразовании.
Эти
постулаты суть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает
личность, только характер формирует личность, только характер формирует
характер. Педагог обязан быть личностью, это его профессиональная
характеристика.С каждым этапом
общественного развития возникает все более острая потребность в таком учителе.
Объектом данной работы является
личность педагога
Предметом данной
работы актерское и режиссерское мастерство в педагогической деятельности
Целью данной работы является изучение и определениеэлементов актерского и режиссерского
мастерства в педагогической деятельности
Поставленная цель обуславливает решение
некоторых задач:
-проанализироватьпсихолого-педагогическую литературу по данной
тематике;
-определить особенности актерского
мастерствапедагога.
Глава 1.Педагог как субъект педагогической
деятельности
В отечественной педагогической психологии еще в конце XIX в.
П.Ф. Каптеревым, одним из важных факторов успешности педагогической
деятельности являются «личностные качества» учителя. Отмечается обязательность
таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность,
наблюдательность. Специально подчеркивается необходимость остроумия, а также
ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важна готовность к
эмпатии, т.е. пониманию психического состояния учеников, сопереживанию, и
потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается
исследователями и педагогическому такту, в проявлении которого выражается
общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической
деятельности [13, c. 164].
Согласно Е. А. Климову, этот тип профессий определяется
следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы
с людьми, потребностью в общении способностью мысленно ставитьсебя на
место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение других
людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хорошо«помнить и держать в уме знание о личных
качествах многихи разных людей и т.д.
Человеку этой профессиональной схемы свойственны: умение руководить, учить,
воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных
потребностей людей»; умение слушать и выслушивать; широкий кругозор; речевая
(коммуникативная) культура; «душеведческая
направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера
человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять,
смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный
или иной. знакомый по опыту»;