Глава 1. Теоретические основы воспитания
личной ответственности у молодежи..................................................................................................... 6
1.1.Современная
социально-экономическая ситуация в обществе и влияние ее на воспитание
молодежи............................................... 6
1.2.Социальные проблемы молодежи в современном
мире как фактор воспитания личной ответственности............................. 14
Глава 2. Практические аспекты воспитания
личной ответственности у молодежи................................................................................................... 23
2.1. Анализ существующего опыта воспитания
личной ответственности у молодежи................................................................................................... 23
2.2. Программа воспитания личной
ответственности у молодежи.28
отрицательно сказалосьнаположениизначительнойчастимолодых граждан.Существенноухудшилисьусловияихжизни,обострились проблемы обеспеченияжильем,полученияобразования,социального развития,занятостимолодежи.Внастоящеевремяснижается численностьмолодеживсоставенаселенияРоссии,ухудшаются показателисостоянияздоровьямолодых людей,значительная часть молодыхсемейнеимеетдостаточныхматериальныхисоциальных возможностей для рождения и воспитания детей.
В последниегодыснизилсяуровеньматериально-технической
обеспеченностиобразовательныхучреждений,возросла коммерциализацияобразовательныхуслуг,чторезкоосложнило получениемолодымилюдьми полноценного общего и профессионального образования.Свидетельством томусталинедавниеакциипротеста студентов.
Многие юношиидевушкилишенывозможностипользоваться услугами учреждений здравоохранения,культуры, физической культуры и спорта, туризма и отдыха.
Существенно увеличивается невостребованность молодых граждан в производственнойсфере,чтоведетнетолькокснижению интеллектуально-профессиональногопотенциалаработников,нои к росту социальной напряженности в молодежной среде.
Чрезвычайно актуальнызадачигосударственнойподдержки молодежных и детских общественных объединений, реализации программ,
направленныхнадуховное,нравственное,гражданскоеи патриотическое воспитаниемолодежи,активноговключениямолодых людей в общественную жизнь,развития у них чувства ответственности за свою личную жизнь, за судьбу государства.
Серьезную опасностьвнынешнихусловияхпредставляют такие негативные явления в молодежной среде,как криминализация сознания значительнойчастимолодежи,росталкоголизма,токсикомании, наркомании, увеличение числа правонарушений.
В этихсложных условиях решение молодежных проблем становится однойизактуальныхгосударственныхпроблем,ареализация государственноймолодежнойполитики- основным фактором развития инновационного потенциала молодых граждан.Однако решение проблем молодежи не может быть успешным, если молодежь сама не будет вовлечена в эту работу, если молодежь не будет воспитывать себя сама, ответственно подходить ко всем вопросам, связанным с жизнедеятельностью современного общества. В связи с вышеизложенным представляется весьма актуальной проблема воспитания личной ответственности у молодежи, что и является целью настоящей работы.
Объект исследования – процесс воспитания молодежи.
Предмет исследования – воспитание личной ответственности у молодежи.
Гипотеза исследования: воспитание личной ответственности у молодежи возможно при условии внедрения специальных программ.
Задачи исследования:
1.Проанализировать современную социально-экономическую ситуацию в обществе и влияние ее на воспитание молодежи.
2.Выявить социальные проблемы молодежи в современном мире как факторы воспитания личной ответственности.
3. Проанализировать существующий опыт
воспитания личной ответственности у молодежи.
4. Разработать программу воспитания личной
ответственности у молодежи.
Методологическая база исследования: важнейшие философски положения о социальной сущности личности, многофакторном характере ее развития, системно-синергетическая концепция воспитания личности (Н.М. Таланчук), фундаментальные положения теории личности (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.).
Методы исследования: методы теоретического анализа, методы наблюдения, обобщение независимых характеристик, анализ продуктов деятельности, обобщение педагогического опыта.
Структура
работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения,
литературы.
Глава
1. Теоретические основы воспитания личной ответственности у молодежи
1.1.
Современная социально-экономическая ситуация в обществе и ее влияние на
воспитание молодежи
В условиях модернизации российского
общества возникает множество проблем социализации и воспитания молодежи.
Изучение проблем воспитания молодежи имеет важное значение для уяснения
возникающих противоречий, связанных с жизнедеятельностью молодёжи, и для
нахождения научно обоснованных путей и методов их разрешения.
В настоящее время можно заметить множество
факторов, влияющих на становление, воспитание и жизнедеятельность современной
молодежи:
1. Существования остаточных явлений
предыдущего общества, которое под воздействием реформ трансформируется в новое
социально-экономическое, политическое и духовное общественное устройство.
2.Действие объективных законов современного общества, неизбежность борьбы
нового со старым, прогрессивного с консервативным. Так в условиях
реформирования системы образования стало проявляться противоречие между
возрастающими требованиями теоретико-методологического, проблемного характера
обучения и неумением преподавателей и учащихся пользоваться методологией науки
и творчески воспринимать информационные потоки. Живучесть консервативных
тенденций и стереотипов в жизнедеятельности людей является достаточно сильной и
распространённой.
3.Нарушение объективных законов общественного развития, нравственных,
правовых и политических требований общества. Противоречия, вытекающие из
реальных общественных отношений, по субъективным причинам порою
недооцениваются, своевременно не блокируются и не разрешаются. В результате они
превращаются в фактор торможения процессов общественного развития, почву, на
которой могут возникать конфликты.
Основной социальной причиной нарушений
общественных норм определённой частью молодых людей является уклад жизни,
уровень развития производительных сил, зрелости общественных отношений,
политической системы, системы образования, обучения и воспитания. Так
преступность, пассивность, потребительские настроения, скептицизм молодёжи
явились следствием стагнации общества, его перехода к иному общественному
строю, а также серьёзных недостатков в реализации современных реформ, в
процессе социализации и воспитания.
Реальная жизнь показывает что, только
целенаправленное комплексное исследование закономерностей и противоречий
становления и развития личности создаёт научную основу для осуществления мер по
социализации, воспитанию молодёжи и управлению этим процессом. Игнорирование,
поверхностное изучение реальных противоречий в процессе социализации человека
может нанести ущерб его формированию.
Противоречия, охватывающие общество в
целом, являются внешними по отношению к противоречиям социализации и
воспитательного процесса.
В числе последних необходимо определить
основное противоречие, оно является глубинным и выражает сущность процесса
социализации, воспитания человека. Разрешение основного противоречия
непосредственно влияет на социализацию, воспитание, социальные роли и статусы
личности, на разрешение других противоречий, характерных для этого процесса.
Такое противоречие может быть разрешено лишь тогда, когда процесс социализации,
воспитания перейдёт в качественно новое состояние.
На наш взгляд основное противоречие в сфере социализации и воспитания
молодёжи – это противоречие между объективно усложняющимися общественными
отношениями, всё возрастающими требованиями, предъявляемые обществом к
социализации и подрастающему поколению, и недостаточно использующимися
социально-экономическими