Глава 1. Проблема индивидуального подхода к учащимся в истории,теории и
практике отечественного и зарубежного
образования.
1.1. Понятие индивидуального подхода в обучении в
психолого-педагогической литературе
Обновление всех сфер
общественной жизни со всей определенностью выявило потребность изменения форм
индивидуального обучения подрастающего поколения. Они становятся более
демократическими, появляется возможность широкого выбора. В условиях гибкой,
вариативной социальной практики повышается значимость индивидуального подхода в
обучении как способа освоения личностью произвольных высших форм
индивидуального обучения, при которых человек является активным субъектом
социального выбора. Возрастает социальная потребность в как можно более раннем
приобщении каждого нового члена общества к сложной практике индивидуального обучения
в педагогической системе.
Индивидуализация обучения
- сложное педагогическое явление, поэтому в понятийном отношении определяется
очень различно. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что
более точное содержание этого понятия в каждом конкретном случае зависит от
того, какие цели и средства имеются в виду, когда говорят об индивидуализации
обучения.
При использовании
психологами и педагогами понятия «индивидуализация» встречаются сущностные
различия, поэтому следует говорить о принятости. В «Педагогической
энциклопедии» термин «индивидуализация» определяется в рамках традиционных
подходов как «организация учебного процесса, при котором выбор способов,
приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень
развития их способностей к учению».
Большинство
известных исследователей индивидуализации обучения используют это понятие
примерно в том же значении. Индивидуализация совсем не предполагает
обязательного учета всех особенностей каждого учащегося. Чаще всего исследователи
ограничиваются учетом группы учащихся, сходных по какому-либо комплексу качеств
(А.А. Бударный, Е.С. Рабунский, А.А. Кирсанов). А.А. Кирсанов рассматривает
индивидуализацию учебной работы как «систему воспитания и дидактических
средств, соответствующих целям деятельности и реальных познавательных
возможностей коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся,
позволяющих обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных
возможностей с учетом целей обучения».
В США понятием «индивидуализация»
обычно определяют любые формы и методы учета индивидуальных особенностей
учащихся. Индивидуализированное обучение иногда рассматривается как стратегия
обучения. По мнению Р.Э. Гронмунда, это проявляется в следующих вариантах:
1) от минимальной
модификации в групповом обучении до полностью независимого обучения;
2) варьирование темпа
учения, целей обучения, методов обучения, учебного материала, требуемого уровня
успеваемости;
3) использование
индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам, по части
предметов, в отдельных частях учебного материала или же отдельными учащимися.
В педагогической науке
Франции под индивидуализацией с 30-х годов подразумевается прежде всего
совершенствование самостоятельной работы учащихся в соответствии с их
индивидуальными способностями. Если в классе учащиеся самостоятельно работают
над выполнением одних и тех же заданий, то это считается индивидуальной
работой. Если же задания подобраны для каждого учащегося с учетом его индивидуальных
особенностей, то мы имеем дело с индивидуализацией.
В немецкой педагогике
понятие «дифференциация» укоренилось в том значении, в каком в педагогике США
употребляется термин «индивидуализация». Индивидуализация для немцев обозначает
частный случай дифференциации (так называемая внутренняя дифференциация).
При определении «индивидуализации»
И.Э. Унт исходила их необходимости отразить в понятии в общих чертах учет
индивидуальных особенностей детей и охватить все формы и методы учета этих
особенностей. Она употребляет термины в следующем значении: «индивидуализация -
это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его
формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере
учитываются».
Пехота Е.Н. Индивидуализация
профессионально-педагогической подготовки учителя: Монография. - Под общ. ред.
М.А.Зязюна. - К.: Вища школа, 1997. стр. 121.
|