Глава 1. Теоретические
аспекты психолого-педагогической подготовки работников системы образования
1.1.
Методологические подходы к психолого-педагогической подготовке работников
системы образования
В последнее десятилетие в
состоянии кризиса находятся все сферы жизни страны и общества. Причем кризис,
охвативший систему образования, является первопричиной всех глобальных проблем
человечества в современном мире.
Первопричиной появления
кризиса образования, вызывающего в обществе большую тревогу, является
противоречие между формальной организацией учебного процесса и его содержанием,
цели и результатами образования, противоречие между быстрыми темпами приращения
знания в современном мире и ограниченными возможностями человека по их усвоению.
Цель деятельности в педагогической системе выполняет функции [12]:
1) систематизирующую – то
есть, функцию главного компонента, объединяющего остальные компоненты и
приводящего к целостности системы;
2) критерия – т. е.
ориентира в определении степени достижения конечных результатов, а также
критерия в определении состава применяемых средств и методов;
3) управленческую –
реализуемую через целостность и взаимодействие элементов, через развитие
системы;
4) мотивационную –
представляет возможность
определения степени необходимости
решать конкретную задачу, определить ее место в системе задач, усилить степень
заинтересованности обучаемых.
Важно подчеркнуть, что
стержнем системы, главной целью и главным
элементом системы является достижение нового свойства.
Многими учеными
признается необходимость серьезных изменений в образовательной системе нашей
страны (Бегидова, 2000; Бедерханова, 2001; Загвянский, 1999; Мамышев, 2000;
Чермит, Левченко, 2001) и изменения структуры педагогического образования.
Нынешняя система высшего образования должна быть более гибкой, динамичной и
обеспечивать быструю адаптацию к изменяющимся социально-экономическим условиям
[22].
Наряду со всем этим,
сегодня в стране катастрофически быстро падает социальный престиж профессии
педагога, ухудшается здоровье обучающихся, возникает опасность снижения
качества образования (Котова, Шиянов, 1997; Максимова, 2001; Левченко,
2000,2001; Максимов 1993) [9].
Предметно-центрическая
направленность профессиональной подготовки педагогов сдерживает процесс
становления высокопрофессиональной личности. Содержание такой подготовки
педагогов не формирует системного видения педагогической деятельности.
Традиционный образовательный процесс формирует у личности систему знаний и
умений по различным учебным дисциплинам в то время, когда наиболее
востребованными в жизни становятся личностные параметры, возникшие вследствие
целостного подхода. Как отмечает К.Д. Чермит с соавторами, практика подготовки
специалистов в вузах страны
«свидетельствует о наличии глубоких противоречий между требуемым
уровнем, направленностью и содержанием подготовки специалистов и традиционным
подходом к организации обучения, формированию его содержания, определению
приоритетов» [27].
Проблеме личности учителя
придавалось большое значение, как в зарубежной, так и в отечественной
психологии, прежде всего, в связи с ее значимостью для педагогической
деятельности.
В деятельности учителя
всегда содержится общечеловеческое начало: сознательное его выдвижение на
передний план в стремлении служить будущему характеризовало всех прогрессивных
мыслителей и педагогов.
Для постановки и
правильного разрешения проблемы учителя сыграли свою позитивную роль
исследования таких известных ученых, как С.Л. Рубинштейн изучивший его
общетеоретические проблемы, Б.М. Теплова, внесшего вклад в общую теорию
способностей, Б.Г. Ананьева, подробно раскрывшего теорию формирования
характера, А.Г. Ковалева и В.Н. Мясищева, Л.И. Божович, изучивших проблему
формирования личности, проблему мотивов, способностей, характера [29].
Процесс целенаправленного развития личности не мог
быть успешным без создания научной психологии воспитания: к концу 60-х гг. была
осознана необходимость ее специальной разработки и конкретизации. В
исследованиях Л. И. Божович была выдвинута концепция формирования личности в
детском
|