Глава 1. Психолого-педагогические основы
формирования интереса к физической культуре у старших дошкольников
1.1. Понятие интереса в
психолого-педагогической литературе
Главная оздоровительная задача физического воспитания в
дошкольном возрасте — укрепление здоровья ребенка путём совершенствования всех
функциональных систем его организма, повышение работоспособности, повышение
защитных сил, устойчивости и сопротивляемости к различным неблагоприятным
воздействиям факторов внешней среды (пониженной и повышенной температуре
воздуха, воды, солнечного излучения) путём закаливания.
О.В. Головин отмечает, что движение – естественный стимул
жизнедеятельности организма, тренировка всех его систем и органов. Благодаря
движению повышается общий жизненный тонус, возрастает работоспособность,
выносливость, устойчивость к болезням. Движение также оказывает существенно
влияние на развитие интеллекта ребёнка [20, с. 8].
В дошкольном возрасте у детей формируется большое количество
жизненно важных двигательных навыков, закладываются основы здоровья, создаются
предпосылки всестороннего развития личности. Данный период важен, как утверждают
Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжакова, М.М. Борисова [30, с. 5], с точки
зрения результативности педагогического воздействия. В процессе физического
воспитания происходит передача знаний о движениях, осуществляется знакомство
детей с наиболее рациональными способами выполнения движений, положительно
влияющих на работу органов и систем, которые позволяют решать двигательные
задачи с меньшими затратами сил.
Авторы также отмечают, что физическое воспитание дошкольников
– сложный процесс. Несмотря на то, что усвоение техники выполнения физических
упражнений, первоначально происходит на специально организованных физкультурных
занятиях, в дальнейшем ребёнок самостоятельно использует эти движения в
повседневной жизни, в своей деятельности [30, с. 5-6].
Привычка действовать определенным образом успешно формируется
только при тесном взаимодействии воспитателя по физической культуре,
воспитателя группы, других специалистов дошкольного учреждения и семьи.
Приобщая детей дошкольного возраста к физической культуре, необходимо учитывать
то, что организация работы по физической культуре с дошкольниками имеет свои
особенности, связанные с уровнем развития детского организма, поэтому большая
роль отводится диагностике общего анатомо-физиологического развития детей этого
возраста.
Итак, под дошкольным возрастом понимается период развития
ребёнка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и
совершенствование интеллектуальных возможностей ребёнка. Движения его
становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и
представлений богаче и разнообразнее [31, с. 198].
У детей этого возраста позвоночник отличается
высокой подвижностью. Неправильные функциональные позы (лежание, сидение,
стояние) отрицательно сказываются на его форме. Из-за них формир
|