Глава 1. Теоретические аспекты организации взаимодействия ДОУ и семьи по
развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного
возраста
1.1. Особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей
старшего дошкольного возраста
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их
готовности к школьному обучению. Овладение языком является важным условием
умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого
ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в
значениях слов (А.Н. Леонтьев).
Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически
правильное его использование.
Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений,
формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с
этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение
лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза,
обобщения.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему
развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо
развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное
развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению.
Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в
физиологии, психологии, психолингвистике.
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны:
количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е.
овладение значениями слов [12].
Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря. Его рост
находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе
данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся
между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года
жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году.
Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После
полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к
концу второго года жизни он составляет 300-400 слов, а к трём годам может
достигнуть 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и
не столько за счёт овладения способами образования слов из речи взрослых,
сколько за счёт овладения способами образования слов. Развитие словаря
осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы ближайшего окружения,
действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество
употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста
несколько замедляются. Третий год жизни - период наибольшего увеличения
активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет
- до 2000-2500, а в 6-7 лет до 3500-4000 слов [17].
Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды.
По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо
другой сфере психического развития». Особенно быстро увеличивается число
существительных и глаголов, медленнее растёт число используемых прилагательных.
Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания
обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых
характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи [25].
Первые слова очень своеобразны, для них характерен полисемантизм. Эти
первые слова, в сущности, ещё не являются словами. Настоящее слово рождается,
как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает
на предмет.
Четкая предметная отнесённость возникает с самых ранних этапов жизни
ребёнка и является продуктом развития. Уже с 10-11 мес., по данным Ф.И.
|