Глава 1. Психолого-педагогические основы
формирования интереса к физической культуре у старших дошкольников
1.1. Понятие интереса в
психолого-педагогической литературе
Главная оздоровительная задача физического воспитания в
дошкольном возрасте — укрепление здоровья ребенка путём совершенствования всех
функциональных систем его организма, повышение работоспособности, повышение
защитных сил, устойчивости и сопротивляемости к различным неблагоприятным
воздействиям факторов внешней среды (пониженной и повышенной температуре
воздуха, воды, солнечного излучения) путём закаливания.
О.В. Головин отмечает, что движение – естественный стимул
жизнедеятельности организма, тренировка всех его систем и органов. Благодаря
движению повышается общий жизненный тонус, возрастает работоспособность,
выносливость, устойчивость к болезням. Движение также оказывает существенно
влияние на развитие интеллекта ребёнка [20, с. 8].
В дошкольном возрасте у детей формируется большое количество
жизненно важных двигательных навыков, закладываются основы здоровья, создаются
предпосылки всестороннего развития личности. Данный период важен, как
утверждают Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжакова, М.М. Борисова [30, с. 5], с точки зрения
результативности педагогического воздействия. В процессе физического воспитания
происходит передача знаний о движениях, осуществляется знакомство детей с
наиболее рациональными способами выполнения движений, положительно влияющих на
работу органов и систем, которые позволяют решать двигательные задачи с
меньшими затратами сил.
Авторы также отмечают, что физическое воспитание дошкольников
– сложный процесс. Несмотря на то, что усвоение техники выполнения физических
упражнений, первоначально происходит на специально организованных физкультурных
занятиях, в дальнейшем ребёнок самостоятельно использует эти движения в
повседневной жизни, в своей деятельности [30, с. 5-6].
Привычка действовать определенным образом успешно формируется
только при тесном взаимодействии воспитателя по физической культуре,
воспитателя группы, других специалистов дошкольного учреждения и семьи.
Приобщая детей дошкольного возраста к физической культуре, необходимо учитывать
то, что организация работы по физической культуре с дошкольниками имеет свои
особенности, связанные с уровнем развития детского организма, поэтому большая
роль отводится диагностике общего анатомо-физиологического развития детей этого
возраста.
Итак, под дошкольным возрастом понимается период развития
ребёнка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и
совершенствование интеллектуальных возможностей ребёнка. Движения его
становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и
представлений богаче и разнообразнее [31, с. 198].
У детей этого возраста позвоночник отличается высокой
подвижностью. Неправильные функциональные позы (лежание, сидение, стояние)
отрицательно сказываются на его форме. Из-за них формируется нарушение осанки.
Незрелость коллагеновой ткани, составляющей основу сухожилий и связок,
обуславливает более высокую (по сравнению со взрослыми) подвижность в суставах [56, с. 12]
Костная система детей дошкольного возраста богата хрящевой
тканью, поэтому кости ребенка мягки, гибки, не обладают достаточной прочностью,
легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием неблагоприятных
факторов. К таковым относят физические упражнения, не соответствующие
возрастным функциональным особенностям детского организма, а также
несоответствие росту ребенка размеров мебели и неправильное положение тела.
У детей младшего школьного возраста мышечная система развита
относительно слабо, но к 5 годам масса мускулатуры значительно увеличивается,
особенно за счет мускулатуры нижних конечностей. Т.А. Тарасова отмечает, что
сама мышечная система у дошкольников развивается неравномерно, в первую очередь
за счет крупных мышц, а мелкие (мышцы кистей и стоп, межрёберные мышцы)
значительно отстают в развитии. Поэтому им нужна постоянная тренировка с
умеренной нагрузкой [51, с. 17].
Натренированность мелких мышц очень пригодится ребенку, когда
он пойдёт в школу. Тонус мышц спины и живота, составляющих «мышечный корсет»
имеет большое значение для формирования осанки ребенка. После того, как
мышечный корсет укрепляется достаточно, под влиянием функции центральной
нервной системы и тренировки у малыша вырабатывается правильная осанка — ключ к
здоровью внутренних органов.
Л.И. Лубышева указывает на то, что в течение дошкольного
периода развития человека происходит выраженная перестройка деятельности
сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Увеличивается масса сердца, его
работоспособность и адаптационные возможности к физической нагрузке. Занятия
физической культурой влияют и на функции дыхательной системы: возрастает
глубина [35, с. 34].
В возрасте 6-7 лет наблюдается
некоторое ускорение роста, т.н. первое
|