Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [179] Курсовая [39]
Реферат [18] Разное [3]
Отчет по практике [2]




Сб, 18.05.2024, 11:44
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » Педагогика » Диплом [ Добавить материал ]

1974. Психолого-педагогические особенности работы КДУ с ветеранами
Диплом | 03.05.2011, 19:19
Стоимость 2500
Год 2007

Введение………………………………………………………………………….3
1. Культурно-досуговая деятельность как фактор оптимизации развития
человека в пожилом возрасте…………………………………………………..8
     1.1. Проблема индивидуально-личностного развития в пожилом возрасте
     в системе человекознания……………………………………………………8
     1.2. Ветераны как объект социальной и культурной политики в
      современном обществе…………………………………………………….18
     1.3. Развивающий потенциал культурно-досуговой деятельности………21
     1.4. Государственная политика, направленная на развитие ветеранов
     в процессе досуговой деятельности………………………………………. 30
2. Организационные и педагогические условия реализации развивающего
потенциала досуга ветеранов. Исследование культурно-досуговых
предпочтений ветеранов………………………………………………………..41
    2.1. Психолого-педагогические условия организации досуга ветеранов...41
    2.2. Основные формы гражданской активности ветеранов……………….46
    2.3. Оценка адаптивности муниципальной культурно-досуговой среды
    к досуговым запросам людей пожилого возраста…………………………52
    2.4. Организационно-педагогическая программа активного досугового
    поведения ветеранов…………………………………………………………58
Заключение………………………………………………………………………62
Приложения…………………………………………………………………….. 64
Список использованной литературы…………………………………………..65

1. Культурно-досуговая деятельность как фактор оптимизации развития человека в пожилом возрасте

 

1.1. Проблема индивидуально-личностного развития в пожилом возрасте в системе человекознания

 

Процесс старения заложен в генетическую программу человека, однако люди развиваются по-разному. Стимулирующее, мотивирующее и активизирующее субъекта окружение, а также компенсаторные механизмы и тренинг  способствуют сохранению когнитивных и физических возможностей и их дальнейшему развитию.  Физическая, духовная и социальная активность в любом возрасте является  его центральной предпосылкой.

В современной науке существуют разные подходы к изучению старости. Во многих работах анализируются процессы психологического старения и связанные с ними вопросы, касающиеся механизмов функционирования психики в пожилом возрасте; возрастных задач старости как особого периода жизни; нормативных и индивидуальных особенностей старения; личностных и интеллектуальных изменений; представлений пожилого человека о себе, его отношений с окружающими людьми и т.д.

Исследования в области психологии старости имеют объективно-научное значение, которое состоит в установлении взаимосвязи между биологическими и психологическими факторами развития на протяжении всего жизненного пути человека. Эти исследования должны быть ориентированы на ценностный вопрос, т.е. на преодоление представления о старости как о возрасте упадка и потерь, вскрытие потенциала развития в старости, его возможных форм и вариантов.

В биологии существует более двухсот теорий старения, но все их можно разделить на две большие группы – теории «запрограммированного» и «непрограммированного» старения.

 

С позиции первого подхода старение – это базовое биологическое свойство всех живых организмов; это процесс, который эволюционно задан и генетически предопределен. Любой организм функционирует в пределах времени, необходимого для достижения половой зрелости и выполнения репродуктивной функции, затем его жизнедеятельность нарушается. В пользу этой теории служат, например, данные об ограниченном числе делений клетки на протяжении жизнедеятельности («феномен Хайфлика»). При такой постановке вопроса старение – явление нормальное, универсальное и представляет собой «самоуничтожение», «самоликвидацию» организма с целью освободить дорогу новым поколениям[1].

С позиции второго подхода старение – это результат накопления в течение жизни «ошибок и катастроф», когда случайно происходят нарушения и повреждения («непрограммированное» старение). Следовательно, причины старения связаны с воздействием неблагоприятных внешних факторов, которые и необходимо знать, чтобы предупреждать и контролировать их появление. И.И. Мечников разрабатывал теорию старения как аутоинтоксикацию организма. Один из основоположников российской геронтологии – А.А. Богомолец полагал, что главным фактором старения является нарушение гармонии физиологических процессов организма. И.В. Давыдовский считал клеточную атрофию морфологической основой возрастного изменения функционирования различных систем организма. Согласно его взглядам, для старости характерны процессы приспособительного самоограничения жизненных отправлений в условиях пониженной устойчивости структур к внешним воздействиям. Старость рассматривалась И.В. Давыдовским как возрастно-специфическая форма приспособления к среде, как «стесненная в своей природе жизнь», появление которой нельзя связать с какой-либо определенной календарной датой[2].

Геронтолог В.В. Фролькис определял старость как время сокращения приспособительных возможностей организма. Однако в предложенной им более 30 лет назад адаптационно-регуляторной теории старения он не только констатировал факт снижения приспособительных возможностей организма, но и свидетельствовал о появлении новых компенсаторных возможностей организма. Именно на пути анализа фундаментальных механизмов старения В.В. Фролькису удалось доказать, что наряду с процессами старения существуют и процессы антистарения, или витаукт (от лат. вита – жизнь, ауктум – увеличивать). Процессы витаукта – это механизмы саморегуляции, которые противостоят разрушительным тенденциям и направлены на стабилизацию жизнедеятельности организма и увеличение продолжительности его жизни.

В возрастных изменениях, по мнению В.В. Фролькиса, особое значение имеют сдвиги на уровне регуляции работы генов, в которых заключен код построения белков, а также на уровне нервной и гормональной регуляции гомеостаза. Первичные механизмы старения связаны с нарушением генной регуляции. Чрезвычайно важно то, что изменение генной регуляции может привести к активации репрессированных, ранее «молчавших» генов[3].

Другой известный геронтолог – Н.Ф. Шахматов рассматривал старение как результат возрастно-деструктивных изменений в высших отделах центральной нервной системы. Он стремился показать, что, хотя старение – это закономерный процесс возрастных изменений в органах и системах, он имеет ярко выраженный индивидуальный характер. Место и время возникновения, преимущественное распространение, скорость прогрессирования данного процесса определяют не только продолжительность жизни, но и различные формы и варианты старения[4].

Важной особенностью психической жизни в период старения является то, что психические процессы протекают в условиях физической инволюции, более или менее резко выраженного физического снижения, упадка. Фактор физического здоровья, физической активности занимает важное место среди основных факторов, обусловливающих социальный и психический статус пожилого человека, и значение его тем выше, чем старше возраст[5].



[1] Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Просвещение, 1973. – С. 73.

[2] Давыдовский И.В. Геронтология. – М.: Медицина, 1966. – С. 23-26.

[3] Фролькис В.В. Физиологические механизмы старения. – Л.: Лениздат, 1982. – С. 67-69.

[4] Шахматов Н.Ф. Психическое старение. – СПб: Питер, 1996. – С. 101-102.

[5] Степанова Е.И. Психология взрослых – основа акмеологии. – СПб: Питер, 1995. – С. 98.

Добавил: Демьян |
Просмотров: 658
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba