Глава 1. Теоретический анализ
проблемы
1.1. Характеристика процесса
подготовки к школе
В настоящее время
благодаря целевым «установкам государства, в экспериментально короткий срок
были разомкнуты рамки изолированной системы обучения аномальных детей,
социально-политические и идеологические барьеры, сдерживающие развитие системы
специального образования как системы помощи и развивающего образования»
(Малофеев Н., 1996). В результате этих изменений на уровне государственной
системы логопедия поднялась на качественно новый уровень. Поэтому в настоящее
время специалисты-логопеды должны владеть большим арсеналом диагностических,
развивающих, обучающих и корригирующих современных методик, разработка которых
становится приоритетным направлением логопедии [33].
Ребенок, поступающий в
школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, должен
достичь определенного уровня развития. Учебная деятельность требует
определенного запаса знаний об окружающее мире, сформированности элементарных
понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и
дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою
деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к
учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для
выполнения поставленных задач. Не менее важны навыки речевого общения, развитая
мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому понятие
«готовность ребенка к школе» - комплексное, многогранное и охватывает все сферы
жизни ребенка [27].
Учебно-воспитательная
работа с дошкольниками не должна ограничиваться только развитием учебно-важных
качеств: понятие «психическое развитие» шире, чем понятие «готовность к обучению
в школе». Задача заключается в том, чтобы обеспечить полноценное и гармоничное
развитие ребенка. Главное - достаточно
четко проводить с ребенком занятия, способствующие развитию значимых для
школьного обучения качеств и обеспечивающих необходимый уровень школьной
готовности. Очень важно и то, как ребенок выполняет предложенное задание: если
он использует неправильные с точки зрения учебных навыков способы действия, то
в дальнейшем неверно сформированные навыки могут стать серьезным препятствием в
усвоении школьной программы [35].
Подготовка ребенка к
школьному периоду развития – одна из важнейших задач дошкольного обучения и
воспитания. Главным условием полноценного развития в дошкольном периоде
является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых –
педагогов и родителей [40].
Процесс подготовки к
школе детей с ОНР отличается от процесса
подготовки детей в норме. При проведении развивающих занятий с детьми с ОНР
необходимо более тщательно подходить к вопросу развития внимания, памяти,
мышления, воображения и других значимых процессов.
Процесс подготовки
ребенка с ОНР к школе заключается в более углубленной, совместной работе
воспитателя, логопеда, психолога, музыкального руководителя, преподавателя
физкультуры [46].
Для определения системы
обучения детей с речевыми нарушениями необходимо всестороннее их
психолого-медико-педагогическое обследование (Левина Р.Е., 1936; Спирова Л.Ф.,
1962; Чиркина Г.В., 1965; Ястребова
А.В., 1996). С этой целью авторы рекомендуют использовать традиционную методику
логопедического обследования, разработанную сотрудниками сектора логопедии ИКП
РАО. При обследовании ребенка особое внимание
необходимо уделить анамнестическим данным, состоянию речи, слуха, интеллекта,
моторики [36].
Из анамнеза важно выявить
наличие натальной и постнатальной патологии, наследственной предрасположенности
к речевой патологии.
Необходимо выявить
нарушение общей моторики: координацию рук и ног, чувство равновесия, состояния
осанки, объем выполнения движений, переключаемость с одного движения на другое,
утомляемость.
Становление и
совершенствование всех структур языка происходит на основе полноценного
физического слуха. Исследования Черкасовой Е.Л. (ИКП РАО) подтвердили, что
выраженная или минимальная патология в каком-либо отделе слухового анализатора
приводи в детском возрасте к значительной недостаточности речевой деятельности.
Поэтому важно отметить наличие значительных снижений слуха, кондуктивных
снижений слуха до 20 децибел, патологии ЛОР – органов (отиты, аденоиды) [36].
В настоящее время
специалисты, занимающиеся коррекцией речевых нарушений у дошкольников,
располагают апробированной системой обучения и воспитания детей с ОНР,
разработанной Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной (1993), которым могут пользоваться
логопеды при планировании и проведении коррекционной работы с дошкольниками,
имеющими обще недоразвитие речи [27].
Для практической
логопедии особенно актуальна проблема ранней диагностики и коррекции речи
младших дошкольников, так как число практически неговорящих детей в возрасте
3-4 лет с каждым годом все возрастает [33].
Важно выяснить, где
обучался ребенок (вид ДОУ), был ли переведен в специальное коррекционное
учреждение из массового детского сада, не справившись с программой в силу
особенностей своего развития. Это важно, поскольку известно, что у
учащихся с общим недоразвитием речи,
сразу начавших обучаться в «речевой» школе, нарушения письменной речи
наблюдаются сравнительно редко – по данным Корнева А.Н. - в 15-20% случаев. В
случае если ребенок с подобными нарушениями
проучится в общеобразовательной школе 2-3 года, серьезные затруднения
письма и чтения возникают значительно чаще – в 40-50% случаев [39].
Рядом авторов (Л.Н.
Павлова, 2001; Л.С. Соломаха, 2001; Н.В.
Нищева, 2001) разработаны варианты программ обучения дошкольников, которые
ориентированы на детей, начиная с четырехлетнего возраста, имеющих общее
недоразвитие речи, и рассчитаны на три года обучения.
В результате многолетних
наблюдений за 4-7-летними детьми, имеющими общее недоразвитие речи, в процессе
коррекционной работы, выявлено, что мелкую моторику пальцев рук гораздо
эффективнее развивать параллельно с общей моторикой, что дети с общим
недоразвитием речи нуждаются в специальных упражнениях для развития качеств
общей моторики, улучшения координации движения и слова, выработки чувства
ритма, преодоления моторной неловкости [33].
Большое место в
коррекционно-развивающем процессе отведено обучению грамоте. Обучение грамоте –
это определенный способ формирования навыка чтения и письма (Трошин О.В.,
Жулина Е.В., 2005). Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи
требует специальной методики. Данный контингент детей испытывает большие
трудности в овладении грамотой [25].
Об особом интересе к
чтению у детей шести лет говорят многие авторы (А.И. Воскресенская, 1965).
Выдающийся психолог Л.С. Выготский указывал на необходимость начала обучения
грамоте на определенном этапе развития ребенка, когда психические функции его
находятся в стадии созревания.
Эффективности же в
обучении грамоте, по мнению Выготского, можно достигнуть при максимальном учете
возрастных особенностей и возможностей ребенка: уровня его мышления,
восприятия, речи, памяти.
Таким образом, наиболее
благоприятный возраст для начала обучения грамоте – 5 лет, а наиболее оптимальный
для обучения чтению – 6 лет [17].
Развитие и
совершенствование методики обучения грамоте детей дошкольного возраста имеет
свою историю. Многие авторы предлагали свои методы обучения грамоте (К.Д.
Ушинский, 1864; И.Н. Шапошников, 1928; Д.Б. Эльконин, 1962; Л.Е. Журова, 1973).
Указанные выше методики
обучения грамоте ориентированы на обучение детей без речевой патологии.
Обучение грамоте дошкольников с ОНР требует специальной методики. Данный
контингент детей испытывает большие трудности в овладении грамотой.
Ряд авторов в своих
работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи детей, уровнем их
психического развития и овладение грамотой (Р.Е. Левина, 1976; Н.С. Жукова,
1976; Л.Н. Ефименкова, 2001; Е.М
Мастюкова, 1996).
|