Статистика


Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [179] Курсовая [39]
Реферат [18] Разное [3]
Отчет по практике [2]




Чт, 12.12.2024, 16:26
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » Педагогика » Диплом [ Добавить материал ]

1984. Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи
Диплом | 05.05.2011, 10:55
Год 2008
Стоимость 2500

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… .3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы
1.1    Характеристика процесса подготовки к школе …………………………….6
1.2    Характеристика готовности детей с ОНР к школе ………… ... ………… 11
1.3    Готовность руки ребенка с ОНР к письму ………………………………   20
1.4    Анализ методических подходов по подготовке руки ребенка к письму ..27
Глава 2. Описание опытно-экспериментальной работы
2.1. Обсуждение результатов исследования на констатирующем этапе   …. 37
2.2. Обоснование коррекционной работы по развитию мелкой моторики руки детей с ОНР …………………………………………………………………….. 43
2.3. Обсуждение результатов на контрольном этапе   ………………………. 47
Заключение    …………………………………………………………………… 52
Рекомендации по развитию мелкой моторики руки у детей с ОНР …………54
Список  литературы  ..………………………………………………………….. 55
Приложение …………………………………………………………………….. 57
 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы

1.1. Характеристика процесса подготовки к школе

В настоящее время благодаря целевым «установкам государства, в экспериментально короткий срок были разомкнуты рамки изолированной системы обучения аномальных детей, социально-политические и идеологические барьеры, сдерживающие развитие системы специального образования как системы помощи и развивающего образования» (Малофеев Н., 1996). В результате этих изменений на уровне государственной системы логопедия поднялась на качественно новый уровень. Поэтому в настоящее время специалисты-логопеды должны владеть большим арсеналом диагностических, развивающих, обучающих и корригирующих современных методик, разработка которых становится приоритетным направлением логопедии [33]. 

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, должен достичь определенного уровня развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающее мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому понятие «готовность ребенка к школе» - комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка [27].

Учебно-воспитательная работа с дошкольниками не должна ограничиваться только развитием учебно-важных качеств: понятие «психическое развитие» шире, чем понятие «готовность к обучению в школе». Задача заключается в том, чтобы обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребенка. Главное -  достаточно четко проводить с ребенком занятия, способствующие развитию значимых для школьного обучения качеств и обеспечивающих необходимый уровень школьной готовности. Очень важно и то, как ребенок выполняет предложенное задание: если он использует неправильные с точки зрения учебных навыков способы действия, то в дальнейшем неверно сформированные навыки могут стать серьезным препятствием в усвоении школьной программы [35].   

Подготовка ребенка к школьному периоду развития – одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания. Главным условием полноценного развития в дошкольном периоде является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых – педагогов и родителей [40].   

Процесс подготовки к школе детей с ОНР  отличается от процесса подготовки детей в норме. При проведении развивающих занятий с детьми с ОНР необходимо более тщательно подходить к вопросу развития внимания, памяти, мышления, воображения и других значимых процессов.

Процесс подготовки ребенка с ОНР к школе заключается в более углубленной, совместной работе воспитателя, логопеда, психолога, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры [46].

Для определения системы обучения детей с речевыми нарушениями необходимо всестороннее их психолого-медико-педагогическое обследование (Левина Р.Е., 1936; Спирова Л.Ф., 1962; Чиркина Г.В., 1965;  Ястребова А.В., 1996). С этой целью авторы рекомендуют использовать традиционную методику логопедического обследования, разработанную сотрудниками сектора логопедии ИКП РАО. При обследовании ребенка особое внимание необходимо уделить анамнестическим данным, состоянию речи, слуха, интеллекта, моторики [36].

Из анамнеза важно выявить наличие натальной и постнатальной патологии, наследственной предрасположенности к речевой патологии.

Необходимо выявить нарушение общей моторики: координацию рук и ног, чувство равновесия, состояния осанки, объем выполнения движений, переключаемость с одного движения на другое, утомляемость.

Становление и совершенствование всех структур языка происходит на основе полноценного физического слуха. Исследования Черкасовой Е.Л. (ИКП РАО) подтвердили, что выраженная или минимальная патология в каком-либо отделе слухового анализатора приводи в детском возрасте к значительной недостаточности речевой деятельности. Поэтому важно отметить наличие значительных снижений слуха, кондуктивных снижений слуха до 20 децибел, патологии ЛОР – органов (отиты, аденоиды) [36].

В настоящее время специалисты, занимающиеся коррекцией речевых нарушений у дошкольников, располагают апробированной системой обучения и воспитания детей с ОНР, разработанной Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной (1993), которым могут пользоваться логопеды при планировании и проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими обще недоразвитие речи [27].

Для практической логопедии особенно актуальна проблема ранней диагностики и коррекции речи младших дошкольников, так как число практически неговорящих детей в возрасте 3-4 лет с каждым годом все возрастает [33].

Важно выяснить, где обучался ребенок (вид ДОУ), был ли переведен в специальное коррекционное учреждение из массового детского сада, не справившись с программой в силу особенностей своего развития. Это важно, поскольку известно, что у учащихся  с общим недоразвитием речи, сразу начавших обучаться в «речевой» школе, нарушения письменной речи наблюдаются сравнительно редко – по данным Корнева А.Н. - в 15-20% случаев. В случае если ребенок с подобными нарушениями  проучится в общеобразовательной школе 2-3 года, серьезные затруднения письма и чтения возникают значительно чаще – в 40-50% случаев [39].

Рядом авторов (Л.Н. Павлова, 2001; Л.С. Соломаха, 2001;  Н.В. Нищева, 2001) разработаны варианты программ обучения дошкольников, которые ориентированы на детей, начиная с четырехлетнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи, и рассчитаны на три года обучения.

В результате многолетних наблюдений за 4-7-летними детьми, имеющими общее недоразвитие речи, в процессе коррекционной работы, выявлено, что мелкую моторику пальцев рук гораздо эффективнее развивать параллельно с общей моторикой, что дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных упражнениях для развития качеств общей моторики, улучшения координации движения и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости [33].

Большое место в коррекционно-развивающем процессе отведено обучению грамоте. Обучение грамоте – это определенный способ формирования навыка чтения и письма (Трошин О.В., Жулина Е.В., 2005). Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи требует специальной методики. Данный контингент детей испытывает большие трудности в овладении грамотой [25].

Об особом интересе к чтению у детей шести лет говорят многие авторы (А.И. Воскресенская, 1965). Выдающийся психолог Л.С. Выготский указывал на необходимость начала обучения грамоте на определенном этапе развития ребенка, когда психические функции его находятся в стадии созревания. 

Эффективности же в обучении грамоте, по мнению Выготского, можно достигнуть при максимальном учете возрастных особенностей и возможностей ребенка: уровня его мышления, восприятия, речи, памяти.

Таким образом, наиболее благоприятный возраст для начала обучения грамоте – 5 лет, а наиболее оптимальный для обучения чтению – 6 лет [17].   

Развитие и совершенствование методики обучения грамоте детей дошкольного возраста имеет свою историю. Многие авторы предлагали свои методы обучения грамоте (К.Д. Ушинский, 1864; И.Н. Шапошников, 1928; Д.Б. Эльконин, 1962; Л.Е. Журова, 1973).

Указанные выше методики обучения грамоте ориентированы на обучение детей без речевой патологии. Обучение грамоте дошкольников с ОНР требует специальной методики. Данный контингент детей испытывает большие трудности в овладении грамотой.   

Ряд авторов в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи детей, уровнем их психического развития и овладение грамотой (Р.Е. Левина, 1976; Н.С. Жукова, 1976; Л.Н. Ефименкова, 2001;  Е.М Мастюкова, 1996).

Добавил: Демьян |
Просмотров: 1506
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba