Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [179] Курсовая [39]
Реферат [18] Разное [3]
Отчет по практике [2]




Сб, 18.05.2024, 21:40
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » Педагогика » Диплом [ Добавить материал ]

1985. Развитие лексической системы языка у младших школьников с нарушением интеллекта
Диплом | 05.05.2011, 10:57
Год 2008
Стоимость 2500

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития лексической системы языка младших школьников с нарушением интеллекта ………………………………..6
1.1.    Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта …………………………………………………………..6
1.2.    Развитие словарного запаса в онтогенезе и дизонтогенезе ………………12
1.3.    Особенности развития лексической системы языка младших школьников с нарушением интеллекта ………………………………………………….19
1.4.    Обзор методической литературы по развитию лексики младших школьников ………………………………………………………………………..26
Выводы по главе I ………………………………………………………………...37
Глава II. Экспериментальное исследование уровня развития лексики младших школьников с нарушением интеллекта ………………………………………….39
2.1. Организация педагогического эксперимента ……………………………….39
2.2. Качественный и количественный анализ констатирующего этапа экспери-мента …………………………………………………………………………..42
Выводы по главе II ………………………………………………………………..54
Глава III. Коррекционно-педагогическая работа по развитию лексики млад-ших школьников с нарушением интеллекта ………………………………………….55
3.1. Организация формирующего этапа эксперимента …………………………55
3.2. Количественный и качественный анализ результатов исследования на контрольном этапе эксперимента ……………………………………………….62
Выводы по главе III ……………………………………………………………….77
Заключение …………………………………………………………………………78
Список литературы …………………………………………………………….......80
Приложение ………………………………………………………………………..85

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития лексической системы языка у младших школьников с нарушением интеллекта

1.1.         Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта  

 

По определению В.И. Селиверстова (2004) «умственная отсталость – это стойкое психическое недоразвитие, имеющее сложную структуру; при умственной отсталости наблюдаются: ведущая недостаточность познавательной деятельности (в первую очередь абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения) и нарушение динамики нервных процессов (инертность психики), а также вторичные отклонения – недоразвитие речи, эмоционально-волевой сферы, отклонения в физическом развитии и поведении» [37 с. 410].  

Понятие «умственно отсталый ребёнок», принятое в российской коррекционной педагогике и специальной психологии, как, впрочем, и в большинстве других стран, охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, которых объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга, имеющего диффузный, т.е. «разлитой», характер. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребёнка, нарушая их строение и функции. Конечно, не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельными, более выраженными локальными нарушениями, иногда включающими и подкорковые системы. Всё это обусловливает возникновение у ребёнка различных, с разной отчётливостью выраженности отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической деятельности, особенно резко - в познавательной [28].

Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют дети-олигофрены (от греч. oligos – малый + phren - ум). Поражение мозговых систем (главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся структур), лежащие  в основе недоразвития психики, возникает у этой категории детей на ранних этапах развития – во внутриутробном периоде, при рождении или в течение первых 3 лет жизни, т.е. до становления речи.

При олигофрении органическая недостаточность мозга носит резидуальный непрогредиентный характер, что даёт основания для оптимистического прогноза относительно развития ребёнка, который после перенесённой вредности оказывается практически здоровым, поскольку болезненные процессы, имевшие место в его центральной нервной системе, прекращаются [28].

Л.И. Переслени (2003) указывает, что умственная отсталость, возникшая в более позднем возрасте, встречается относительно редко. Она входит в ряд понятий, среди которых определённое место занимает деменция (слабоумие). По определению В.И. Селиверстова (2004) «деменция – это приобретённое слабоумие; стойкое оскудение и упрощение психической деятельности, характеризующееся ослаблением познавательных процессов, обеднением эмоций и нарушением поведения» [37 с. 144].

В.Г. Петрова (2003) отмечают, что к числу олигофренов не относятся и дети, страдающие прогредиентно текущими, усугубляющимися заболеваниями, обусловленными наследственными нарушениями обмена веществ.  

В настоящее время в России пользуются международной классификацией умственно отсталых, на основании которой детей разделяют на четыре группы по степени выраженности дефекта: с лёгкой (дебильность 50 – 70 IQ), умеренной (имбецильность 35 – 49 IQ), тяжёлой (идиотия 20 – 34 IQ) и глубокой (менее 20 IQ) степенью умственной отсталости [28].

Л.И. Аксёнова (2000), Б.А. Архипов (2000) приводят характеристику первых трёх групп умственной отсталости, из которой видно, что данные дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников, физически слабы, познавательные процессы нарушены, эмоциональная сфера неразвита, интерес к окружающему отсутствует, социально дезадаптированы. Все эти признаки выражены в зависимости от группы умственной отсталости, у одних в большей у других в меньшей степени; одни диагностируются рано, другие позже. Но все дети этих первых трёх групп способны к развитию.

Как отмечают Т.В. Розанова (2003) и В.Г. Петрова (2003), дети, относящиеся к первым трём группам, обучаются и воспитываются в соответствии с различными вариантами программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Пройдя специальное обучение, многие из них социально адаптируются и трудоустраиваются. Прогноз их развития относительно благополучен. Дети, входящие в четвёртую группу, помещаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты населения, где они овладевают элементарными навыками самообслуживания и адекватного поведения. В этих учреждениях они находятся пожизненно. Отдельные представители данной группы умственно отсталых детей живут в семьях.

Наиболее изученными и перспективными в плане развития и интеграции в общество являются дети с лёгкой и умеренной степенью умственной отсталости. 

По мнению В.Г. Петровой (2003), среди классификациий олигофрении, основывающихся на клинико-патогенетических принципах, в нашей стране наиболее распространённой является классификация, предложенная М.С. Певзнер, в соответствии с которой выделяют пять форм.

При неосложненный форме олигофрении ребёнок характеризуется уравновешенностью нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера изменена не резко. Ребёнок способен к целенаправленной деятельности в тех случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений [27].

При олигофрении, характеризующейся неуравновешенностью нервных процессов с преобладанием возбуждения или торможения, присущие ребёнку нарушения отчётливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности. 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 647
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba