Глава 1. Обзор
психолого-педагогической литературы по формированию грамматического строя речи
у детей 7-8 лет с интеллектуальной недостаточностью.
1.1. Психолого-педагогическая
характеристика младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Умственная отсталость определяется как,
органическое поражение коры головного мозга, имеющего диффузный характер. Эти
нарушения обуславливают возникновение различных отклонений в психической, и
резко выражается в познавательной сфере. [19]
В настоящее время, в связи с общей
гуманизацией в использовании терминологии по отношению к отклоняющемуся
развитию, термин «умственная отсталость» не применяется, предпочтение отдается
термину «интеллектуальная недостаточность» либо «дети с особыми образовательными потребностями».
В данной работе мы будем пользоваться современной терминологией. [19]
Изучение
специфики интеллектуальной недостаточности интенсивно велось в 50-70 г.г. ХХ в. Огромный вклад в эти исследования
внесли отечественные исследователи такие как Г.Е.Сухарев, М.С.Певзнер,
Д.Н.Исаев, В.В.Ковалев и др.
Дети с интеллектуальной недостаточностью одна
из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от
нормы. По имеющимся данным в специальной психологии, такие дети составляют
около 25% от общей детской популяции. [16]
Причины вызывающие интеллектуальную недостаточность многочисленны и
многообразны. Отечественные психологи и дефектологи выделяют внешние
(экзогенные) и внутренние (эндогенные) причины.
1. Внешние причины воздействуют в период
внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка либо в первые месяцы
его жизни. Наиболее распространенными являются:
-инфекционные
заболевания, которые женщина перенесла в период беременности (вирусный грипп,
краснуха);
-различные
интоксикации, т.е. болезненные состояния беременной женщины, возникающие под
воздействием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена.
Часто интоксикации являются следствием чрезмерного употребления алкоголя либо
лекарств;
-тяжелые
дистрофии женщины во время беременности, которые вызывают расстройства функций
обмена веществ и изменения в строении;
-заражение
плода различными паразитами, существующими в организме матери. К их числу
относится токсоплазмоз, возбудитель которого – паразит, относящийся к
простейшим животным. Заражение может возникнуть от домашних животных;
-заболевание
беременной женщины сифилисом. Нередко встречаются случаи заражения плода
спирохетой;
-травматическое
поражение плода, может привести к интеллектуальной недостаточности. К таким
причинам относятся удары и ушибы, также травмы в натальный период – в
результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при прохождении через
родовые пути при затяжных или чрезмерно быстрых родах.
2. Внутренние причины, которые ведут к возникновению
интеллектуальной недостаточности – это причины, носящие наследственный
характер. Ученными установлено, что примерно 75% составляют генетические формы:
-несовместимость
крови матери и ребенка (резус-фактор);
-хромосомные
заболевания (распространенной является болезнь Дауна);
-нарушения белкового обмена в организме (фенилкетонурия,
гелактосемия);
-воспалительные заболевания мозга и его оболочки (менингиты,
менингоэнцефалиты);
-резко повышенная радиация. Эту причину в последнее время
исследователи ставят в один ряд с другими внутренними причинами. Нередко экологическая
обстановка местности, где живет семья, алкоголизм и наркомания родителей, неблагополучные
условия родителей приводят к возникновению интеллектуальной недостаточности. В
таких случаях ребенок с первых дней жизни не получает полноценного питания,
необходимого для его физического и умственного развития. [26]
Таким образом, по этиологии все случаи появления
интеллектуальной недостаточности делят на внешние и внутренние. Необходимо учитывать
и то, что в процессе развития и жизнедеятельности организма внутренние и
внешние факторы постоянно находятся в сложном взаимодействии. Например, те
экзогенные факторы, которые не являются непосредственной причиной интеллектуальной
недостаточности, могут способствовать выявлению генетических дефектов либо
утяжеляют проявление наследственного заболевания. Также некоторые внешние
факторы действуют на плод не только непосредственно, но и опосредованно через
генетический аппарат родителей.
Разделение детей с интеллектуальной недостаточностью на
группы по степени выраженности, необходимо для изучения и проведения коррекционных
мероприятий. В настоящее время отечественные ученные и исследователи пользуются
международной классификацией. Таким образом, в МК выделяют: легкую, умеренную,
тяжелую и глубокую степень интеллектуального недоразвития. [26]
Дети первых трех групп, обучаются в соответствии с различными вариантами
программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Прогноз развития этих детей относительно благополучен и многие из
них благополучно адаптируются и трудоустраиваются. Дети, относящиеся к
четвертой группе, помещаются в интернатные учреждения и находятся там, на
протяжении всей жизни. В интернатах получают элементарные
|