Глава 1 Теоретические обоснования формирования диалогической речи детей с
общим недоразвитием речи
1.1.
Характеристика понятия связной диалогической
речи
Речь – это один из видов
общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности.
П.А.Рудик называет речью
процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими
людьми [38].
О.В.Печкурова отмечает,
что термин «речь» имеет три значения [35]:
1) речь – как процесс, как
деятельность, например: ребенок начинает
говорить и т.д.;
2) речь – как результат, продукт
речевой деятельности, синоним – текст, например: анализ речи 6-летнего ребенка и т.д.;
3) речь – как жанр устного,
ораторского выступления: полный текст
речи депутата.
Кроме того, О.В.Трошина представляет
речь как сложную психофизическую деятельность, имеющую различные виды и формы [45].
П.А.Рудик выделяет
содержательность, понятность, выразительность и воздейственность речи, как
основные ее свойства. Содержательность речи определяется количеством выраженных
в ней мыслей, чувств, стремлений, их значительностью и соответствием
действительности. Понятность речи обусловлена в основном совокупностью знаний
слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь
собеседника. Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По
своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой,
бледной. Воздейственная сторона речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и
волю других людей, на их убеждения и поведение [Рудик].
Вместе с тем выделяют
экспрессивную и импрессивную речь [45].
Экспрессивная речь
(воспроизводимая) – это высказывание с помощью языка, направленное вовне и
проходящее несколько этапов: замысел – внутренняя речь – внешнее высказывание.
Импрессивная речь
(воспринимаемая) – это процесс понимания речи (устной или письменной)
окружающих, который также проходит несколько этапов: восприятие речевого
сообщения – выделение информационных моментов – формирование во внутренней речи
общей смысловой схемы воспринятого сообщения [45].
Под связной речью
понимают такую речь, которая отражает все существенные стороны своего
предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо
потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо
эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи [8].
Предлагая
характеристику связной речи, О.С.Ушакова пишет: «Связной считается такая речь,
которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое,
систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и
расчленяется на более или менее значимые части, связанные между собой» [46,
с.86].
Автор
отмечает, что в формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь
речевого и интеллектуального развития субъекта. Чтобы связно рассказать о
чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь
анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные
отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями.
Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной
мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и использовать
разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей
высказывания. Связное высказывание показывает, насколько человек владеет
богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает
уровень умственного, эстетического, эмоционального развития.
Основная функция связной
речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и
монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют
характер методики их формирования [8].
В лингвистической и
психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются
в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной
направленности, лингвистической и психологической природе [7].
С точки зрения
этимологии, слова "монолог" и "диалог" предельно ясны:
монолог — это высказывание одного человека, диалог - беседа, в которой принимают
участие, по крайней мере, двое.
Слово диалог происходит
от греческого dialogos и состоит из двух частей: приставки dia "сквозь, через”
(а не два, как принято считать) и корня logos "слово, значение, речь”. Первую
часть термина можно интерпретировать как «сквозное движение, проникновение,
размежевание, разделение, взаимность» и, следовательно, «диалог – разделенное
слово, взаимная речь», т.е. разговор, который ведут два или более человек.
Такое понимание диалога делает условным различие между диалогом и монологом,
так как даже один человек может вести диалог с самим собой или с другими людьми
внутри себя. Всякий мыслящий человек знает, что при решении какого-нибудь вопроса
он спорит сам с собой, приводит аргументы и сам же их отвергает, такой способ
мышления можно назвать внутренним диалогом [13].
Исторически диалог как
форма общения людей появился раньше монолога, что социально обусловлено.
Человек изначально, в силу своей природы, не может не общаться с другим
человеком, с природой, Богом, реальным или виртуальным миром, самим собой. Даже
пространный монолог, казалось бы, не связанный непосредственно с ситуацией
общения, всегда кому-то адресован, с одной стороны, и с другой – является
реакцией, репликой на предшествующий контекст, конфликт, ситуацию. Поэтому
монолог называют иногда остановленным диалогом, т.е. высказыванием, как бы извлеченным
из диалога [13].
|