Статистика


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [179] Курсовая [39]
Реферат [18] Разное [3]
Отчет по практике [2]




Ср, 04.12.2024, 22:08
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » Педагогика » Диплом [ Добавить материал ]

1988. Развитие фонематического слуха у дошкольников со стертой формой дизартрии
Диплом | 05.05.2011, 11:00
Год 2008
Стоимость 2500

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________ 3
Глава 1  НЕДОРАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ
1.1    Понятия    «фонематический   слух»,    «фонематическое    восприятие».
Этапы   развития   фонематического   слуха  в   онто и дизонтогенезе_________6
1.2    Понятия  о  дизартриях. Классификация________________________________14
1.3    Особенности развития  фонематического слуха у детей со стёртой     
формой   дизарт-рии__________________________________________________26
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1    Организация  педагогического эксперимента _____________________34
2.2    Коррекционно-педагогическая работа по развитию фонематического
слуха у детей со стертой формой дизаррии____________________________40
2.3     Сравнительный анализ результатов на констатирующем и контрольном
этапах исследования _____________________________________________ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ___________________________________________________ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ____________________________________________________ 78

ГЛАВА 1. НЕДОРАЗВИТИЯ  ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ  У ДЕТЕЙ     ДОШКОЛЬНОГО     ВОЗРАСТА     СО     СТЕРТОЙ     ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ

 

1.1  Понятия  «фонематический слух»   и «фонематическое восприятие»

Этапы развития фонематического восприятия  в онтогенезе  и  дизонтогенезе

 

Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и производить.

При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием  звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать её по тем постоянным (инвариантным) различительным признакам, по которым одна (как единица языка) противопоставлена другой. Если ребенок не научиться это делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух, так как без него,  по выражению Н.И. Жинкина, невозможна генерация речи. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребенка в процессе речевого развития в первую очередь. Д.Б. Эльконин  [53]  охарактеризовал фонематический слух (при нормальном речевом развитии) -  как процесс спонтанный, а фонематическое восприятие формируется лишь в условиях специального обучения на базе фонематического слуха.

Р.Е. Левина [9] на основе психологического изучения детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи

Восприятие и воспроизводство звуков родного языка - это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию – подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических  раздражений Постепенно эти раздражения дифференцируются,  и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других, скажем наличие фонематического слуха достаточно для повседневного общения, но этого недостаточно для овладения чтением и письмом. Необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.

Д.Б. Эльконин [53] назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа.

Итак,  фонематическое восприятие осуществляет дифференцирование фонем имеющих акустико-артукуляционное сходство опосредованное системой фонем принятой в данном языке.  В русском языке все звуки различаются по смыслоразличительным признакам звонкости - глухости, твердости - мягкости, способу и месту образования.

Фонематический слух осуществляет контроль за восприятием слова как комплекса фонем различая и обобщая звуки в отдельные группы. Только при наличии фонематического слуха возможно четкое восприятие речи и смысла отдельных слов. А.Н.Гвоздев, В.И.Бельтюков, Н.Х.Швачкин, Г.М.Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляю­щие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова [52].

Д.Б.Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим вос­приятием. Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения на­выками чтения и письма[53].

Этапы развития фонематического восприятия в онтогенезе

Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной  песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним  глазами [34,41].

В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования.

С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы, слога, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи. Н.Х.Швачкин [54] в своем исследовании о развитии фонематического слуха выделил два периода;  дофонемный и фонемный период.

Для первого периода характерно полное отсутствие различия фонем. Понимание опирается на ритмично-мелодическую сторону речи без различения его звукового состава. Н.Х.Швачкин провел в свое время интересный опыт с детьми от 6 месяцев до года, установил, что ребенок, оказывается способным усваивать звуковую сторону речи в определенной последовательности: интонация (в 4-6 мес.), ритм (6-12 мес.) и звуковой со слова (после года). Способность воспринимать звуковой состав слова, и есть то, что мы обычно называем фонематическим слухом. Достаточная степень развития - фонематического слуха является необходимой предпосылкой начала продуцирования речи.

Переход с первого периода на второй осуществляется на основе обобщения
Добавил: Демьян |
Просмотров: 2698
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba