ГЛАВА 1. НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО
СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ
1.1
Понятия «фонематический слух» и
«фонематическое восприятие»
Этапы развития фонематического
восприятия в онтогенезе и
дизонтогенезе
Длительный путь овладения ребенком
произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи,
которые он должен научиться воспринимать и производить.
При восприятии речи ребенок сталкивается с
многообразием звучаний в ее потоке:
фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые,
сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические
компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех
вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать её по тем постоянным (инвариантным)
различительным признакам, по которым одна (как единица языка) противопоставлена
другой. Если ребенок не научиться это делать, он не сможет отличить одно слово
от другого и не сможет узнать его как тождественное. В процессе речевого
развития у ребенка вырабатывается фонематический слух, так как без него, по выражению Н.И. Жинкина, невозможна
генерация речи. Фонематический слух осуществляет операции различения и
узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребенка
в процессе речевого развития в первую очередь. Д.Б. Эльконин [53]
охарактеризовал фонематический слух (при нормальном речевом развитии)
- как процесс спонтанный, а фонематическое
восприятие формируется лишь в условиях специального обучения на базе фонематического
слуха.
Р.Е. Левина [9] на основе психологического
изучения детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия
для полноценного усвоения звуковой стороны речи
Восприятие и воспроизводство звуков родного языка
- это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где
хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию –
подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов,
обеспечивающих верное произношение каждого звука.
Формирование правильного произношения зависит от
способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного
уровня развития фонематического слуха обеспечивающего восприятие фонем данного
языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия
поступающих в кору слуховых и кинестетических
раздражений Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных
фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической
деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и
отличает их от других, скажем наличие фонематического слуха достаточно для
повседневного общения, но этого недостаточно для овладения чтением и письмом.
Необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети
могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в
слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.
Д.Б. Эльконин [53] назвал эти специальные
действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи
с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения,
при котором детей обучают средствам звукового анализа.
Итак,
фонематическое восприятие осуществляет дифференцирование фонем имеющих
акустико-артукуляционное сходство опосредованное системой фонем принятой в
данном языке. В русском языке все звуки
различаются по смыслоразличительным признакам звонкости - глухости, твердости -
мягкости, способу и месту образования.
Фонематический
слух осуществляет контроль за восприятием слова как комплекса фонем различая и
обобщая звуки в отдельные группы. Только при наличии фонематического слуха возможно
четкое восприятие речи и смысла отдельных слов. А.Н.Гвоздев, В.И.Бельтюков, Н.Х.Швачкин, Г.М.Лямина
доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при
которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать
порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова [52].
Д.Б.Эльконин назвал эти специальные действия
по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. Фонематическое
восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой,
звуковой анализ – вторая. Развитие фонематического слуха и фонематического
восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма[53].
Этапы развития фонематического восприятия в онтогенезе
Фонематический слух у
ребенка начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок,
услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает
плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца
можно успокоить колыбельной песней. К
концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и
следит за ним глазами [34,41].
В период появления
лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать.
Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения
ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования.
С 6 месяцев ребенок путем
подражания произносит отдельные фонемы, слога, перенимает тон, темп, ритм,
мелодику и интонацию речи. Н.Х.Швачкин [54] в своем исследовании о развитии
фонематического слуха выделил два периода;
дофонемный и фонемный период.
Для первого периода
характерно полное отсутствие различия фонем. Понимание опирается на
ритмично-мелодическую сторону речи без различения его звукового состава.
Н.Х.Швачкин провел в свое время интересный опыт с детьми от 6 месяцев до года,
установил, что ребенок, оказывается способным усваивать звуковую сторону речи в
определенной последовательности: интонация (в 4-6 мес.), ритм (6-12 мес.) и
звуковой со слова (после года). Способность воспринимать звуковой состав слова,
и есть то, что мы обычно называем фонематическим слухом. Достаточная степень
развития - фонематического слуха является необходимой предпосылкой начала
продуцирования речи.
Переход с первого периода на
второй осуществляется на основе обобщения
|