Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [179] Курсовая [39]
Реферат [18] Разное [3]
Отчет по практике [2]




Вс, 19.05.2024, 01:30
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » Педагогика » Диплом [ Добавить материал ]

2002. Сюжетно-ролевая игра как средство обучения старших дошкольников общению со сверстниками
Диплом | 05.05.2011, 11:42
Год 2008
Стоимость 2500
СОДЕРЖАНИЕ

                                   СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………4
1. Теоретические основы общения как деятельности………………..7
           1.1. Понятие и виды общения как деятельности………………7
           1.2. Особенности общения детей старшего дошкольного
                  возраста со сверстниками…………………………………13
          1.3. Развитие общения со сверстниками в
          дошкольном возрасте…………………………………………..20
2. Теоретические, психологические основы игры
как деятельности………………………………………………………27
          2.1. Понятие сюжетно-ролевой игры как средства обучения
                 дошкольному общению……………………………………27
          2.2. Уровни овладения сюжетно-ролевой игрой……………..35
          2.3. Методика использования сюжетно-ролевой игры в целях
                 обучения дошкольному общению…………………………41
  3. Изучение влияния сюжетно-ролевых игр на особенности
общения  дошкольников со сверстниками…………………………..50
           3.1. Этапы проведения исследования и критерии изучения
                   особенностей общения дошкольников
                   со сверстниками………………………………………….50
           3.2. Методики исследования особенностей общения детей
                  старшего дошкольного возраста…………………………53
            а) наблюдение в естественных условиях……………………53
           б) экспериментальная игра «Секрет»………………………..54
           в) методика «Социометрия»………………………………….57
          г) групповые социограммы: «масштабная социограмма» и
         «социограмма-мишень»………………………………………..59
           3.3. Использование сюжетно-ролевой игры с целью обучения
                  старших дошкольников общению
                 со сверстниками…………………………………………..61
           3.4. Сравнительный анализ результатов исследования влияния
                   сюжетно-ролевых игр на особенности общения
                   дошкольников со сверстниками………………………..69
Заключение……………………………………………………………77
Список использованных источников……………………………….81
Приложения…………………………………………………………..87

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1. Понятие и виды общения как деятельности

 

В повседневной жизни людям необходимо уметь находить общий язык, очень важно научиться понимать друг друга, ведь  очень многие беды проистекают именно от недостатка взаимопонимания. Проблема общения, как справедливо отмечает  Б.Ф. Ломов, становится некоторым «логическим центром» в общей системе проблематики социальной психологии [40, с. 33]. Подтверждением этому является повышенный интерес к данной проблеме со стороны отечественных ученых (А.А. Бодалев [7], А.Г. Ковалев [31], Я.Л. Коломинский [34], Б.Д. Парыгин [51] и др.) и зарубежных авторов (Р. Вейлс, Т. Шибутани, К. Янг  и др.). Ведь общение – это «механизм, который участвует в формировании, развитии и функционировании общественной психики групп, коллективов и составляющих их личностей» [73 с. 74].

Существуют различные толкования сущности явления общения. Одни авторы сводят его к коммуникации, рассматривая общение только как информационный процесс (Т. Ньюком, К. Осгуд ). Другие дают ему более широкое толкование (В.Н. Мясищев [8], В.М. Бехтерев  [6]  .

Против односторонних подходов к общению, как обедняющих его сущность, возражает Б.Д. Парыгин. Он предлагает более широкое понимание данного явления и предлагает  рассматривать общение как сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга [51, с. 81]. Таким образом, общение выступает как «процесс обмена информацией и взаимодействия людей на основе взаимопонимания».

Значительное внимание изучению общения уделял  В.М. Бехтерев. Он определяет общение как механизм объединения людей в группы, как условие социализации личности. Он проанализировал социальную роль и функции общения, а также выделил непосредственное и опосредованное общение [6, с. 111].

            Основные положения концепции В.М. Бехтерева были продолжены в работах В.Н. Мясищева, который, делая анализ межличностных контактов, отмечал, что связь отражения людьми друг друга в общении с их взаимоотношениями очевидна [8, с. 53], а также  Б.Г. Ананьева, который считал, что особой и главной характеристикой общения как специфического вида деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми [1, с. 51].

            Центральное место общению уделяется в работах Л.С. Выготского, который  определяет его как коммуникативный процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний, требующей известной системы средств [12, с. 77]. Изучая проблемы общения, С.Л. Рубинштейн выделяет перцептивный аспект – взаимопонимание между людьми, определяет общение как отношение к миру, к другим, к себе [57, с. 112]. С точки зрения А.А. Леонтьева, процесс общения всегда направлен одновременно и на субъект, и на общество, вызывая при этом прямо или косвенно изменения обеих сторон [38, с. 91].

             В понимании А.А. Бодалева общение – это «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми» [7, с. 61]. Такие авторы, как Т.А. Дроздова, В.Г. Литвинов и К.Ю. Мулин отмечают, что «общение людей друг с другом – весьма сложный и тонкий процесс. Каждый из нас учится ему в ходе своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях» [17, с. 3].

               Антуан де Сент Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае это – роскошь», а в другом – профессиональная необходимость. Ведь есть виды человеческого труда, которые просто невозможны без общения. Именно таким видом трудовой деятельности является работа психолога, педагога, воспитателя. Ведь «через живое и непосредственное общение педагога с ребенком осуществляется главное в педагогической работе – воздействие личности на личность», - отмечает В.А. Канн-Калик [26, с. 3]. Он подчеркивает, что «для того, чтобы воспитание было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положительное отношение к тому, что мы хотим в нем воспитать. А то или иное отношение всегда формируется в деятельности, через сложнейший механизм взаимоотношений, общения» [26, с. 3-4].

Эффективность общения зависит от многого, - в частности – от совпадения мотивов вступающих в общение людей, считает Н.В. Клюева. Анализ мотивов предполагает осознание скрытых и явных мотивов, осознанных и неосознанных целей, которые ставит перед собой участник общения: «Предметной областью общения может стать все, что окружает нас, волнует, привлекает или отталкивает», - отмечает она, подчеркивая, что «значимость предмета общения для собеседника – залог успеха общения, а благоприятные условия общения и их создание приводит к уменьшению помех для понимания друг друга» [28, с. 7].

            Говоря об общении, А.Б. Добрович делает вывод о том, что «общение служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания и основой сознания для отдельного человека (а ведь только благодаря этому возможно существование общественного сознания и культуры); наконец, общение служит самоопределению личности, без чего человек выпал бы из совместной деятельности и оказался бы вне человечества – потерянным и беспомощным»  [16, с. 12].

           Таким образом, на основе проведенного анализа различных концепций общения можно сказать, что в целом ни одно из определений общения не является достаточно полным. Поэтому в своей работе мы берем за основу определение общения, приводящееся в психологическом словаре: «общение – это  сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание другого человека, осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями в совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образований партнера» [30, с. 213-214].

           Однако из всего многообразия определений понятия общения можно выделить общие:

     1) общение как вид самостоятельной человеческой деятельности;

     2) общение как атрибут других видов человеческой деятельности;

     3) общение как взаимодействие субъектов;

     4) общение как информационно-коммуникативный процесс [68,  с. 56].

             Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам и видам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном [68, с. 5-6]. При этом под непосредственным общением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных (жесты, мимика, пантомимика)
Добавил: Демьян |
Просмотров: 992
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba