Глава 1. Теоретические аспекты изучения речевого
развития детей дошкольного возраста
Проблема речевого развития детей дошкольного
возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с
различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится
встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5
лет. В исследованиях, опубликованных в специальной литературе, с тревогой сообщается
о нездоровой тенденции к децелерации, т.е. замедленном темпе физического и
интеллектуального развития. Подчас накопление препатологических и
патологических знаков у многих детей просто шокирует.
Правильное формирование речи и других высших
психических функций зависит от своевременного созревания определенных
мозговых зон и от взаимодействия анализаторных систем, от сформированности
межанализаторных связей. Проблема современного дошкольника в том, что он
имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например
звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов. Т.е. нарушение
звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью фонематического
слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических
конструкций. У многих детей нарушения звукопроизношения осложняются дизартрией,
которая проявляется как вялость, малоподвижность артикуляционного аппарата,
повышение или понижение мышечного тонуса языка и т.д. Все более
распространенной становится несформированность фонематического
слуха, что приводит к трудностям формирования процессов письменной
речи. Отмечается большое количество детей с несформированностью
лексико-грамматического строя речи. Типичным для таких детей является неадекватное
использование суффиксов, трудности в выборе производящей основы слова,
трудности в употреблении предлогов.
Отмечается нарушение в согласовании в роде, числе,
падеже; ошибки в употреблении прилагательных. Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет
зачастую состоит из простых распространенных предложений, с неправильным
употреблением окончаний. Часто дошкольники с трудом понимают
логико-грамматические конструкции. Не знают, как закончить смысловую программу
предложения. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации,
дети не знают обобщающих понятий, родственных слов. Значительно ухудшилось
состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих
вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к
перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная
линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из
четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ. Также надо отметить, что
развернутая связная речь теряет свою значимость, т.к. появились другие эталоны
речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы поп-звезд, героев
боевиков, телевизионной рекламы, третьесортных мультфильмов и разнообразных
реалити - шоу. Альтернативы такому речевому поведению, а следовательно,
всему ходу речевого развития, никто не предлагает. И взрослые не имеют ничего
против. Нельзя не отметить, что речь ребенка зависит и от сформированности
других высших психических функций. Приходится говорить о нарушении
пространственных представлений, произвольного внимания, слухоречевой памяти -
ребенок не может запомнить предложение из 5-6 слов.[17]
Наиболее благоприятный возраст для
развития речи ребенка - это период от 1,5 до 3 лет. Если ребенок по каким -
либо причинам не получил должного речевого развития, то потом с огромным трудом
наверстывает упущенное. Имеются случаи задержки развития речи ребенка на стадии
ситуативной речи. Причин много, но если ребенок здоров, то основными являются
педагогические промахи родителей.
При правильном воспитании резкий перелом
в развитии речи ребенка обычно происходит в начале второй половины 2-го года
жизни, когда наряду с увеличением количества употребляемых слов возникают
первые двух - трехсловные предложения. [24]. Ребенок обращается ко взрослым по
любому поводу. Собственная речь ребенка уже включена в его деятельность, часто
сопровождая манипулирование с предметами, игрушками. Речь становится
организатором его действий, входя в них как обязательный компонент.
Многозначные слова отходят на второй план, заменяясь более устойчивыми, с ясно
выраженной предметной отнесенностью.
На 2-м и 3-м году жизни ребенок общается
со взрослыми с помощью речи. Здесь уже следует вводить контекстную речь (это
более высокий уровень овладения речевой деятельностью, так как говорящему
необходимо четко представлять себе последовательность событий, о которых пойдет
речь, суметь найти нужные формы для выражения и этой последовательности, и
своего отношения к событию). [13]. Работу над речью необходимо планомерно,
постепенно усложняя от ответов на вопросы, до пересказа, например, сказки. В
школьном возрасте данная речь будет продолжена в овладении объяснительной
речью. В этот период у дошкольников идет интенсивный запас слов. К концу 3-го
года жизни он уже может достигнуть от 1200 до 1500 слов.
На основании диалогической речи
происходит и активное овладение грамматическим строем родного языка.
Грамматический строй, по наблюдению А.Н. Гвоздева, также проходит два периода.
Первый - от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес., это период предложений, состоящих
из аморфных слов - корней, которые во всех случаях употребляются в одном
неизменном виде. И в нем отчетливо выделяются две стадии:
а)
однословные предложения (1год 3 мес. - 1год 8 мес.)
б)
предложения, состоящие из нескольких слов, главным образом двух словные.
Второй период - от 1 года 10 мес. до 3
лет. Это время усвоения грамматической структуры предложения, связанное с
формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Наблюдается
быстрый рост разных типов простого и сложного предложений, члены которых
получают выражение в синтаксических средствах языка. В пределах этого периода
намечаются три стадии:
а)
формирование первых форм (1 год 10 мес. - 2 года 1 мес.);
б)
использование флексийной системы русского языка для выражения синтаксических
связей (2 года 1 мес. - 2 года 3 мес.);
в) усвоение служебных слов для выражения
синтаксических отношений. Начиная с 2 лет 6 мес. и до 3 лет ребенок овладевает
употреблением целого ряда союзов.
По наблюдениям А.Н. Гвоздева, в это
время появляются такие союзы: и, а, когда, как, только, значит, потому что,
где, зато, какой. В возрасте до 3 лет из 39 союзов усваивается 15.
Нормально развивающийся ребенок, прежде всего,
усваивает падежные
|